Опубликовано в газете «Колокол», май 2007 г., 2007.

 

       Александр Храмов. Нет власти не от Бога…

 

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:17). И потому первым признаком превратного понимания того или иного текста Священного Писания является провозглашение безответственности, апатии и безразличия, будто бы из него следующих. Одним из подобных превратно (то есть в пользу человеческой слабости) понимаемых текстов долгое время был и остается известный фрагмент из тринадцатой главы Послания апостола Павла к Римлянам: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены». И из этих слов делается вывод о том, что любая власть как бы освящена Богом, и потому ее нельзя критиковать и тем более пытаться на нее повлиять, а можно лишь слепо ей повиноваться, устранившись от политической жизни. Такое толкование выгодно тем, кто для сохранения собственной власти пытается апеллировать к религиозным чувствам (согласитесь, не лучший повод для обращения к Библии) и тем, кто малодушно желает снять с себя ответственность за положение дел в стране и просто боится репрессий со стороны власти.

Но при более честном толковании данного фрагмента можно пойти двумя путями. Первый, более сложный, это вопрос о Божьем Промысле. Ведь установленность власти Богом предполагает Его вмешательство в земные дела, которое мы можем понимать очень по-разному. И мне, например, кажется богохульным нарочито прямолинейное понимание Божьего вмешательства, Божьего Промысла о мире. Согласно ему, Бог является непосредственной причиной происходящего в мире, а всё, что в мире происходит – прямыми следствиями Его решений. Это понимание неверно и по философским соображениям (Бог оказывается погруженным в мир и встроенным в ряды причинно-следственных связей, в то время как Бог принципиально надмирен), и по очевидным соображениям нравственного порядка. Нельзя думать, что Бог привел к власти, например, Гитлера и Сталина, убивших десятки миллионов невинных жертв. Бог наказывает совсем иными способами. Богохульно считать Бога причиной кровавого террора.

Вопрос о Божьем Промысле требует осторожного и взвешенного подхода и довольно непрост. Поэтому мы пойдем другим путем.

 

Апостол говорит: «нет власти не от Бога». И мы не можем с ним не согласиться. Однако его слова нельзя понять адекватно, не задавшись вопросом: а что такое власть? Без ответа на такой вопрос ссылка на этот цитату теряет смысл. А ответ этот не так очевиден, как кажется. Ведь власть определяется не силовым (кто сейчас сильнее, тот и власть), а правовым образом. В противном случае, любая шайка разбойников может быть названа властью. Но апостол, говоря, «отдавайте всякому должное, кому подать, подать, кому оброк, оброк, кому страх, страх, кому честь, честь» (Рим. 13:7), явно не призывал к тому, чтобы поддаваться на любой шантаж и отдавать оброк и честь любым вооруженным рэкетирам.  

Не всякий, от кого мы зависим и кто в силу сложившихся обстоятельств обладает силой, является властью. Власть неизбежно должна доказать свою законность. Таким образом, ставя вопрос «Что есть власть?», мы приходим к вопросу: «Каков критерий легитимности власти, по которому мы можем отличить власть от обыкновенного насилия?». Даже если шайке разбойников и бандитов удается захватить власть (а мы знаем примеры этого в истории) то, чтобы ее сохранить, она вынуждена как-то доказывать в глазах населения свою легитимность и правомерность. Так, большевики обосновывали легитимность своей власти, которую они получили посредством вооруженного мятежа, тем, что они представляют «интересы пролетариата», а национал-социалистические штурмовики в Германии, начав незаконно сворачивать демократическую систему (хотя сами пришли к власти через выборы), обосновывали легитимность нацистской диктатуры «защитой интересов ущемленной германской нации».

Особенно важным и часто решающим вопрос о легитимности власти становится в периоды полной политической неопределенности, когда прежняя власть рухнула, а новая еще не пришла. В истории России такими периодами были Смутное время и гражданская война 1917-1922 годов. И христианин, если он не вдается в понимание слов апостола Павла, должен просто сойти с ума от неразрешимых противоречий. С какого времени группа мятежников (каковыми и были большевики до определенного времени, и, например, сторонники Лжедмитрия I) становится властью? Следует ли продолжать служить законному, но изгнанному правительству, или же подчиняться незаконной, но реально действующей власти? А если пока нет такой единой действующей власти? Если красные заставляют воевать против белых, а белые – против красных? Без четкого разрешения вопроса о легитимности власти в подобных, переходных ситуациях действовать становится просто невозможно: остается действительно либо сойти с ума, либо из шкурнических соображений подносить хлеб-соль (платить оброк, отдавать честь) любой «власти» (банде зеленых, красному полку, белому отряду), очутившейся сегодня в твоей деревне. 

 

Но для христиан вопрос о легитимности власти, разумеется, не может быть разрешен в противоречии с евангельскими, христианскими принципами. Хотя в Евангелиях и Посланиях апостолов этот вопрос специально не рассматривается, мы всё же можем вывести этот принцип из христианского отношения к человеку. Человек не может быть только средством для каких-то отвлеченных целей: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк. 2:27), восклицает Господь, будучи укоряем фарисеями. По аналогии с этим высказыванием мы можем провозгласить: «не человек для государства (власти), а государство (власть) для человека». То есть государство – это не алтарь для поклонения, перед которым (ради могущества государства, ради «имперских амбиций») мы должны приносить жертвы. Наоборот, государство – это сфера услуг, созданная для человеческого удобства. Часть проблем человека государство берет на себя, и тем самым он может больше времени посвятить Богу и ближним. Разумеется, за услуги надо платить (отсюда апостольское «кому подать, подать»). Но мы вправе требовать и надлежащего исполнения этих услуг, ведь именно мы являемся их потребителями и заказчиками, предоставляя власти работу. Отсюда и необходимость существования средств контроля над властью.

Власть, государство подобно автомобилю. Автомобиль мы заводим ради собственного удобства (например, чтобы удобнее было ездить на дачу). Но если вдруг мы заставляем голодать нашу семью, чтобы достать денег на ремонт и покраску нашей автомашины, то это явно недопустимо. Из средства удобства машина превращается в самоцель, в идол, требующий всё новых жертв. То же самое и с государством. Как только оно выходит за рамки сферы услуг и начинает требовать непомерных и неоправданных жертв и пытается сделаться «целью в себе», оно немедленно (во всяком случае, в глазах христианина) переступает границу своей легитимности и властью быть перестает. Поэтому про тоталитарный, кровавый режим нельзя сказать, что он «от Бога», так как он является не властью, а есть насилие и разбой.

«Дети, храните себя от идолов!» (1 Ин. 5:21). Эта фраза, разумеется, относится и к идолам политическим. Храните себя от идолослужения, не допускайте, чтобы власть превращалась в кровавого Молоха.

Сайт создан в системе uCoz