Александр Храмов
Опубликовано на сайте Каспаров.ру 15.05.08
http://www.kasparov.ru/material.php?id=482BFA398C7E3
«Православная» прокуратура.
На выставку пришел православный, смотрел
православный, истории искусства не знает православный, оскорбился православный
– а виноват во всем Самодуров.
13 мая, во вторник, стало известно, что
прокуратура возбудила уголовное дело против Юрия Самодурова по 282 статье УК,
обвинив его в «разжигании религиозной вражды». Уголовное дело было заведено в
связи с соответствующим заявлением православной организации «Народный Собор»,
которая подала его в прокуратуру еще год назад, сразу после открытия выставки
«Запретное искусство-2006» в сахаровском центре, директором которого и является
Самодуров.
С постановлением прокуратуры, в котором изложены
причины возбуждения уголовного дела, общественность смогла ознакомиться в среду.
И его текст не мог не вызвать приступов смеха. Оно и понятно: чтобы представить
выставку современного искусства в качестве злостного разжигания «религиозной
вражды», прокуратуре пришлось высказать самые головокружительные суждения.
Основной тезис прокуратуры таков: Самодуров, руководствуясь преступным намерением разжечь
«религиозную вражду», целенаправленно подобрал соответствующие экспонаты и
устроил выставку. Уже это суждение выглядит крайне
необоснованным. Да, выставка была расценена
некоторыми «православными деятелями» как оскорбительная. Но это никак не
означает, что и организовывал ее Самодуров с целью
оскорбить. Ведь он «никогда не проповедовал радикальные взгляды, содержащие
религиозную вражду либо агрессивную ксенофобию», как справедливо указывает на
это Александр Брод, директор Московского бюро по правам человека, в распространенном
им заявлении. Если бы Самодуров был известным
антирелигиозником и ксенофобом, то, действительно, было бы логично
предположить, что он организовал выставку с целью разжечь «религиозную вражду».
Но ни в чем подобном он замечен не был. Самодуров -
известный правозащитник. И цель выставки была правозащитная – а именно,
предоставить «запрещенному искусству» возможность быть выставленным. Именно об
этой цели Самодуров неоднократно заявлял, в том числе
и тогда, когда выставка только открылась. Но прокуратура усмотрела в этом
другие цели. С тем же успехом она могла бы обвинить Самодурова в намерении
вызвать выставкой нашествие инопланетян.
Далее, анализ характера работ, представленных
на выставке, должен окончательно разрушить обвинения в том, что экспонаты
выставки были сознательно подобраны с целью вызвать
«религиозную вражду». Ведь религиозная символика была использована меньше чем в
половине представленных на выставке работ – всего в восьми. Большая часть
экспонатов была посвящена, если можно так выразиться, «генитально-матерщинной»
тематике (сюда относятся десять работ, даже если считать только по циклам
фотографий, если же считать отдельные фотографии, то получится еще больше). Конечно,
в восторг от этих экспонатов придти сложно. Но ведь с религией они никак не связаны. Счесть выставку
составленной с целью демонстрации изображений гениталий и матерных слов можно в
той же (если не большей) мере, что и с целью «оскорбления верующих».
Следовательно, заключение прокуратуры о сознательном подборе экспонатов
выставки для разжигания «религиозной вражды» распадается. Выставка посвящена
гениталиям и мату не меньше, чем православию. То есть никакой единой (кроме
правозащитной) цели этой выставкой объективно (если исходить их характера
экспонатов) не преследовалось.
Работники прокуратуры это понимают, и
потому в своем постановлении они попытались и «генитально-матерщинных»
экспонаты расценить как оскорбление религиозных чувств, чтобы таким образом
приписать всей выставке одну,
антирелигиозную направленность. Как и следовало ожидать, из этого получился
абсурд чистой воды. Согласитесь, сложновато в простом слове «х*й» (а именно из этого слова состояла скульптура Леонида Сокова) разглядеть оскорбление православия. Но прокуратура
разглядела. По ее мнению, скульптура «несет в себе, учитывая общий
антирелигиозный контекст выставки и название данного экспоната грубейшее
надругательство над религиозными чувствами граждан». Согласитесь, мягко говоря странное заключение. Скульптуру «х*й»
в той же степени можно счесть и оскорблением российской армии (ведь фотографии
солдат тоже были на выставке), ну или Путина, скажем (ведь скульптура была
выставлена во время его президенства). Так и в каждой
заборной надписи можно увидеть оскорбления религиозных чувств. Несчастный
православные люди! На любом заборе, оказывается, оскорбляются православные
святыни. А они, бедные, вынуждены на это смотреть…
Контекст выставки, как было уже сказано,
в той же степени «матерщинно-генитальный», в какой и «антирелигиозный». А
прокуратура, чтобы доказать, что он именно «антиправославный»,
говорит о связи «х*я» и религиозных чувств и
ссылается на «антирелигиозный» контекст, как будто он уже доказан. Эта ошибка
на языке логики называется petitio principii, предвосхищение основания. Но, думаю, тут стоит
говорить не об ошибке, а о трюке или фокусе.
До сих пор мы исходили из того, что все
экспонаты выставки, содержащие религиозную символику, действительно
«антирелигиозны». Однако и в этом случае, как было показано, нельзя согласиться
с тем, что вся выставка подобрана с целью оскорбить верующих (а именно в этом и обвиняется Самодуров). Теперь же посмотрим: а
справедливо ли подобное допущение (что в
некоторых экспонатах выставки «оскорбляются религиозные чувства»)?
Возьмем, например, коллаж Бахчаняна, на котором у распятого Иисуса вместо головы
изображен орден с портретом Ленина. В постановлении прокуратуры эта работа трактуется
так: «основное содержание и цель данного экспоната состоят в том, чтобы
транслировать следующие идеи-утверждения: что равноценны и равнозначны образы
Иисуса Христа и В.И. Ульянова-Ленина». Позвольте, но откуда такая уверенность?
Работники прокуратуры спросили о цели создания этой работы у
ее автора? Или уже научились читать мысли? Нет, прокуратура видит тоже,
что видел и посетитель выставки. Вот только каждый понимает увиденное
в меру своей испорченности. Прокуратура (в угоду обстоятельствам) увидела тут
отождествление Христа и Ленина. А разве нельзя увидеть в этой работе осмеяние
советской квазирелигии, когда в сознании людей религия подменялась насаждаемым
сверху культом Ленина и партии? Когда вместо Христа предлагалось верить в
Ленина. Лениным сознательно подменяли и вытесняли Христа и в изобразительном
искусстве, и в литературе (еще Блоку в его поэме «Двенадцать» Троцкий предлагал
заменить Христа на Ленина: уже в начале 20-х эти
образы в официальной советской пропаганде переплелись теснейшим образом, так
что в такой замене не было бы ничего неестественного). А коллаж был составлен в
середине 80-х, в эпоху, когда советская квазирелигия была сильна. Искусство
андеграунда высмеивало никак не религию (которая и так шельмовалась на
официальном уровне), не Христа приравнивало к плохому Ленину. А высмеивало то,
что из ничтожного Ленина сделали советское божество, советского христа. Чувствуете разницу? Разве нельзя так истолковать
эту работу? Это и логичнее, и объективнее, так как в данной интерпретации учитываются
не только сегодняшние впечатления, но и история искусства и художественных
образов. Но прокуратура предпочла ту интерпретацию, которая выгодна именно ей.
Ровно также можно рассмотреть и
остальные, т.н. «оскорбительные» и «разжигающие религиозную вражду» работы (в
других коллажах высмеивается в том числе и культ
потребления).
Хорошо, допустим, обычный верующий может
не разбираться в истории искусства и не заморачиваться возможными трактовками,
а просто взять и оскорбиться, увидев коллажи. Но ведь никто целенаправленно и
не демонстрировал их верующим. Верующий человек должен был сам придти на
выставку. Сколько их проходит в Москве? Но православный человек пошел не в
Третьяковскую галерею или Пушкинский музей (там действительно не стоило бы
проводить таких выставок). Он поехал в
маленький зальчик Сахаровского центра, на выставку «запретного искусства»
(видимо, еще испросив у батюшки благословение на это). И вот он ходит по залу и
прикладывается к дырочкам в фальш-стене (без этого
работы не разглядеть). И, вдоволь насмотревшись, уходит. При этом
не почитав листов с информацией об истории того искусства, которое он
разглядывал (а эти листы лежали на выставке, сам видел).
А теперь спросим: кто виноват в том, что
кто-то из верующих «оскорбился»? Юрий Самодуров, что
ли?
Прокуратура считает, что да. «Самодуров Ю.В. умышленно и сознательно утвердил в качестве
концепции построения экспозиции выставки ее просмотр через небольшое отверстие
в загораживающей экспонаты специально поставленной стене-перегородке, в
результате чего еще в большей степени усилено негативное психологическое и
нравственное воздействие на зрителей выставки, возбуждающее у них чувство оскорбленности (…) поскольку осознавал, что просмотр экспозиции
посетителями через отверстия в стене-перегородке будет происходить не по причине
согласия с позицией авторов экспонатов и организаторов выставки, а по причине
самой по себе явки в место проведения выставки». Чувствуете, оказывается, и в
том виноват Самодуров, что закрыл экспонаты от
непосредственного обзора (чтобы случайно забредший человек не был «оскорблен»).
Думаю, Самодуров был бы виноват, даже если бы
заставлял каждого приходящего на выставку расписываться в том, что он
предупрежден: выставка может оскорбить религиозные чувства. Как же, пришедший
на выставку вынужден был бы давать такую расписку не по причине того, что он
согласен с авторами экспонатов, а потому что он пришел. Пришел православный,
смотрел православный, истории искусства не знает православный, оскорбился
православный – а виноват во всем Самодуров. Во всяком
случае, так считает прокуратура.
Самодуров виноват
только в одном: «только в том, что прокуратуре хочется кушать» (говоря словами
басни). В том, что нужно над
кем-то устроить показательный процесс, припугнув всех, кто может и в дальнейшем
пойти наперекор «православной общественности». Ведь «православная
общественность» (это не рядовые верующие, а различные чаплины
и фроловы, вступившие во взаимовыгодный симбиоз с
Кремлем) и власть едины. Думаю, в эпоху «православного президента» Медведева
нам еще не раз напомнят об этом.