Опубликовано на сайте Baznica.info

Александр Храмов. «Глобальные стратегии православного миссионерства»: репортаж

 

31 января в Институте Философии, в рамках XV Рождественских чтений, проводилось заседание под громким названием «Глобальные стратегии православного миссионерства». Судя по тому, что оно организовывалось Византийским клубом, на заседании этом можно было ожидать не менее громких и претенциозных речей о «русской империи», об «имперских амбициях», «святом царе» и так далее. Но не всё было так запущенно и беспросветно, как можно было предполагать. 

На заседании присутствовало много просто хороших и здравых пастырей: таких, как веселый епископ Сахалинский и Курильский Даниил, или как о. Сергий Рыбко, известный своим миссионерством в среде рок-музыкантов. Они, на деле пекущиеся о душах людей, гораздо симпатичнее бумажных «патриотов» и черносотенных крикунов, поглощенных заботой о «погибающей империи» и о наступающем «царстве антихриста». Из числа таких борцов с ветряными мельницами и защитников воздушных замков речь держали Егор Холмогоров, Кирилл Фролов и Аркадий Малер. (последние два и заведовали всем мероприятием). Холмогоров, известный своими претензиями на «интеллектуала» и «продвинутого националиста» говорил что-то о распадающемся государстве и образовании, нуждающихся в том, чтобы их срочно подперли Православной Церковью и Основами Православной Культуры. Фролов (Союз православных граждан) и Малер (Византийский клуб) держали речь в конце. Справедливости ради следует отметить, что выступали они довольно связно, и вообще производят впечатление не в пример лучшее, чем черносотенные крикуны на митингах. Их не стыдно показывать по телевизору и крутить по радио, как «вменяемых националистов и патриотов». Но, если вдуматься в их речи о «Москве Третьем Риме», «симфонии Церкви и государства», «Православной Империи», то, понимаешь, что не такие уж они белые и пушистые. Конечно, реального влияния они не имеют. Но, если так представить, что подхватит их неведомая сила, в духе сказок Салтыкова-Щедрина, да посадит их во власть, да скажет, что хотите, то и делайте с Россией: то не хотел бы я жить в такой России, теократической, где с позором выгоняют с кафедр ученых-эволюционистов, целуют ручку православного царя-батюшки, а за чтение «богопротивных книг» и проповедь «богопротивных идей» (вроде демократии) сажают по тюрьмам. Но пока нет такой неведомой силы – их можно и послушать. Гладко у них получается, красноречиво. Но были и персонажи и похлеще – о них чуть ниже.

Теперь же хочется сказать и о тех, кто своими выступлениями разбавил обстановку заседания, отдававшего, как ни крути, «квасным патриотизмом», а то и чем похуже. Так, о. Даниил Сысоев, глава центра апостола Фомы, заметил собравшимся, что на заседании, посвященном миссионерству, говорят о чем-то не о том. Ведь «проповедовать надо не русскую историю, державность или патриотизм, а Бога». И «для каждого человека должна быть интересна прежде всего его личная судьба после смерти, а не стратегические перспективы России, которую он через короткое время покинет со своей смертью». Православные не должны служить интересам государства, иначе они останутся «православными патриотами», но перестанут быть православными христианами. Выступление о. Даниила Сысоева было, на мой взгляд, одним из немногих, исполненных подлинно Христова Духа, который состоит в попечении о человеке как о единичной душе, как о потерянной драхме и о заблудшей овце, а не в «глобальных проектах» возрождения наций или империй.  С этим духом согласуются мысли о. Даниила о миссионерской работе среди приезжих гастарбайтеров (узбеков, таджиков).  Действительно, их надо не отвергать и не высылать в заботе о «сохранении русской нации», а обращать в Веру Христову. Бог нам дал этот случай – не мы должны к ним отправляться в опасные миссии, а они уже сами приехали к нам. И грех было бы этим случаем не воспользоваться, выгоняя и травя наших заблудших братьев-мусульман, а не обращая их сердца ко Христу.

Священника «православные патриоты» освистать не посмели, хотя и шипели немного во время его выступления. Зато освистали они Вадима Балытникова, который посмел высказаться против «Черной сотни», а также против страха многих православных перед наукой и демократией (об этом см. его статью в «Известиях» за 31.01.07). Хотя и не со всем в его докладе можно было согласиться, но в целом его выступление порадовало своей взвешенностью и разумностью на фоне квасного патриотизма и монархизма. Еще он говорил про необходимость церковной цензуры (все книги, выходящие в церковных издательствах, должны получать благословение и проходить церковный контроль). Может, идея не очень правильная, но понятная: действительно, давно пора ввести контроль хотя бы за тем, что продается в церковных лавках. А то слишком часто так получается, что покупает там прихожанин какую-нибудь черносотенную монархическую брошюру или «православный лечебник», и думает, что таков единственно верный и проверенный православный взгляд.

 

К сожалению, Вадим Балытников ушел вскоре после своего выступления. И потом уже практически каждый докладчик из числа «православных патриотов» не упускал возможности его пнуть. Один из таких «пинателей» произнес следующий перл, общий смысл которого сводился к следующему: как можно ссылаться в защиту современной секулярной науки на св. Василия Великого, защищавшего науку - ведь он-то, дескать, защищал науку античную. Удивительно! Античная языческая натурфилософия "православным" фундаменталистам ближе, чем нормальная европейская наука, построенная, в общем-то, на христианских предпосылках и на отрицании языческой натурфилософии! Вот до чего их доводит слепая ненависть к либерализму. Они готовы побрататься скорее с язычниками, чем с христианами, которые не поддерживают их консерватизма.

Со мной сидел еще мужчина средних лет, очень похожий на Николая II. Я думал сначала даже, что он зарабатывает фотографированием с туристами, и просто пришел посмотреть на монархистов, зарабатывающих себе на жизнь другими способами… Когда выступал Вадим Балытников, «Николай II» шипел: «да что он тут вообще тут делает… дать ему пенделя и туды его в качель». Но я ошибся. «Николай II» оказался Александром Добычиным, руководителем русского движения «Прорыв» на Украине. Он сразу отметил, что он не теоретик, а практик. Смысл его выступления сводился к следующему: «Ну, благословимшись, сели мы по автобусам, и поехали, как говорится, лупцевать бендеровцев и греко-католиков…» Видимо, бузил наш «практик» на Украине преизрядно, так что ему самому, если использовать его же терминологию, «дали пенделя», то бишь выслали за пределы Украины.

 

Запомнилась и речь Ильи Бражникова, главного редактора портала Праваяу. Одну цитату я даже записал: «истины православия хранятся у русского народа на генетическом уровне". Подобного, столь явственного искажения наднациональной религии христианства в родовую национальную религию я давно уже не слыхал... Православие часто вырождается в сознании «православных патриотов» из религии истины, доступной каждому народу, в религию предков, в какую-то исключительную особенность русского этноса.

 

Еще речь зашла о компьютерных играх. "Тут говорят, что надо запретить компьютерные игры, но нам надо создать свои, православные. Православную Цивилизацию ну или там, например, игру по борьбе с оранжевой революцией..." Я уже сразу отчетливо себе представил: стрелялка, в которой в роли противника выступают черти и еретики.

Однако чем компьютерная «православная Цивилизация» хуже «православной монархии» и «православной империи», возводимых на бумаге? Они столь же безобидны, сколь и опасны: отвлекают от насущных проблем (в частности, христианского миссионерства и любви к ближнему) и маргинализует усилиями немногих всю Православную Церковь, связывая ее в глазах общества с заведомо утопичными и антидемократическими проектами.

 

Сайт создан в системе uCoz