Александр Храмов
Опубликовано на сайте Кредо.ру 30 сентября 2008 года.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65611&type=view
«Преодолеть
пустоту…»
Прошел первый день конференции «Духовное
противостояние пустоте в церкви и обществе»
В актовом зале Российской Академии Образования прошел
первый день заседания международного форума, посвященного духовным проблемам,
который ежегодно проводится Свято-Филаретовским православно-христианским
институтом (СФИ), Преображенским содружеством малых православных братств и
журналом «Вестник русского христианского движения» (Вестник РХД).
Эта конференция, в этом году посвященная «духовному
противостоянию пустоте в церкви и обществе» стала уже 18-ой по счету.
Заседание конференции открыл ректор СФИ священник
Георгий Кочетков, выступал также Никита Струве, главный редактор Вестника РХД и
издательства YMKA-PRESS (Париж), говоривший о противодействии пустоте в
контексте творчества Солженицына и призвавший размышления о «духовной пустоте» «начинать
с себя». Было зачитано короткое послание епископа Сендайского
и Восточно-Японского на покое Серафима (Сигриста), он
сделал акцент на различении пустоты духовной и пустоты, из которой творит Бог, что предполагает с нашей стороны добродетель смирения…
Однако основной упор выступающие сделали на анализе
состояния современного общества, которое все без
исключения выступающие признали «пустым» и «бездуховным». Так,
поэт Ольга Седакова в ходе своего выступления
отметила, что современная цивилизация строится на «громких глушилках
пустоты, на развившейся до неимоверных размеров индустрии развлечений…» И опасность пустоты, по мнению поэта, не в ней
самой, а в том, что «ее пытаются заглушить» вместо того, чтобы преодолеть.
Впрочем, «за
обличениями современного общества как потребления и беспредельного либерализма
забывают, концом какого проекта оно является – концом просвещенческой мечты
построения лучшего мира», констатировала Ольга Седакова.
Как считает Седакова, «проект исполнился, человек живет
хорошо как никогда, принята Всеобщая декларация прав человека», и в итоге мы
всё равно получили торжество духовной пустоты и пошлости.
Однако в ходе обсуждения доклада о. Георгий Кочетков
возразил, указав, что далеко не во всех странах этот проект «благополучия и
прав человека» действительно осуществился, напомнив об историческом опыте
России, в которой до сих пор не покаялись за жертвы большевистского террора.
«Преступления остаются в сознании людей тем, что можно оправдать», сказал о.
Георгий. В самом деле, едва ли духовную пустоту стоит увязывать с правами
человека, и едва ли торжество постмодерна должно останавливать нас в борьбе за
человеческое достоинство…
Прелат Альберт Раух
(директор института Восточных Церквей в Регенсбурге)
в своем выступлении рассказал о недавней энциклике Бенедикта XVI Spe salvi" ("Спасенные надеждой"), сказав, что
именно надежда поможет в преодолении чувства духовной пустоты.
Профессор Ян Лашек (Прага),
священник гуситской церкви, в своем выступлении помимо духовных вопросов
затронул и актуальные проблемы современности. В частности, он указал, что в
западном обществе «в рамках плохо понятой религиозной терпимости с
воодушевлением борются за права мусульман, стыдливо замалчивая права христиан в
арабских странах». Кроме того, указал Ян Лашек,
«Евросоюз стесняется признать христианские корни современной Европы», и потому
«утверждаемое равноправие используется фундаменталистами, враждебными к Европе,
но, тем не менее, пользующимися защитой европейских законов».
По мысли Яна Лашека,
«христианство по мере развития современного мышления оказывается всё в более
трудной ситуации» и в итоге христиане в ХХ веке оказались в ситуации, похожей
на ситуацию христиан второго века.
Вообще, сравнение современного состояния общества с
эпохой поздней античности, которую, по словам Ольги Седаковой,
тоже отличали «истерика, тоска и буздуховность»,
было, пожалуй, самым употребительным на конференции. Однако один из участников
дискуссии по итогам докладов справедливо указал, что «христиане бросили вызов
язычникам, обвинив их в поклонении пустому месту (об этом говорила еще один
докладчик, преподаватель РГГУ и ББИ Анна Шмаина-Великанова),
а через столетия этот вопрос бумерангом вернулся самим христианам…»
Стоит отметить, что вопросы, поднятые на конференции,
весьма актуальны, но всё же участникам стоило бы несколько лучше определиться с
используемыми терминами, которые многие из докладчиков употребляли достаточно
произвольно, создавая тем самым некоторую путаницу. Так, например, понятие
«постмодерн», часто звучавшее на конференции, докладчики смешивали с
Просвещением, в то время как вся идеология постмодерна строиться на развенчании
просвещенческого проекта рациональности и на попытках возврата к архаичным
структурам сознания и социума. Поэтому ставить знак равенства между «современностью»
и «постмодерном», который является идеологий, крайне
жестко ее критикующей, не очень корректно.
В любом случае, чтобы преодолеть духовную пустоту,
надо понять ее и увидеть ее истоки. Это открывает пространство для самых
разнообразных дискуссий, что и показала конференция, которая продолжит свою
работу целым рядом семинаров и круглых столов.