Александр Храмов

Опубликовано на сайте Кредоу 30 сентября 2008 года.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65611&type=view

 

 

«Преодолеть пустоту…»

Прошел первый день конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе»

 

В актовом зале Российской Академии Образования прошел первый день заседания международного форума, посвященного духовным проблемам, который ежегодно проводится Свято-Филаретовским православно-христианским институтом (СФИ), Преображенским содружеством малых православных братств и журналом «Вестник русского христианского движения» (Вестник РХД).

Эта конференция, в этом году посвященная «духовному противостоянию пустоте в церкви и обществе» стала уже 18-ой по счету.

 

Заседание конференции открыл ректор СФИ священник Георгий Кочетков, выступал также Никита Струве, главный редактор Вестника РХД и издательства YMKA-PRESS (Париж), говоривший о противодействии пустоте в контексте творчества Солженицына и призвавший размышления о «духовной пустоте» «начинать с себя». Было зачитано короткое послание епископа Сендайского и Восточно-Японского на покое Серафима (Сигриста), он сделал акцент на различении пустоты духовной и пустоты, из которой творит Бог, что предполагает с нашей стороны добродетель смирения…

 

Однако основной упор выступающие сделали на анализе состояния современного общества, которое все без исключения выступающие признали «пустым» и «бездуховным». Так, поэт Ольга Седакова в ходе своего выступления отметила, что современная цивилизация строится на «громких глушилках пустоты, на развившейся до неимоверных размеров индустрии развлечений…»  И опасность пустоты, по мнению поэта, не в ней самой, а в том, что «ее пытаются заглушить» вместо того, чтобы преодолеть.

Впрочем,  «за обличениями современного общества как потребления и беспредельного либерализма забывают, концом какого проекта оно является – концом просвещенческой мечты построения лучшего мира», констатировала Ольга Седакова. Как считает Седакова, «проект исполнился, человек живет хорошо как никогда, принята Всеобщая декларация прав человека», и в итоге мы всё равно получили торжество духовной пустоты и пошлости.

Однако в ходе обсуждения доклада о. Георгий Кочетков возразил, указав, что далеко не во всех странах этот проект «благополучия и прав человека» действительно осуществился, напомнив об историческом опыте России, в которой до сих пор не покаялись за жертвы большевистского террора. «Преступления остаются в сознании людей тем, что можно оправдать», сказал о. Георгий. В самом деле, едва ли духовную пустоту стоит увязывать с правами человека, и едва ли торжество постмодерна должно останавливать нас в борьбе за человеческое достоинство…

 

Прелат Альберт Раух (директор института Восточных Церквей в Регенсбурге) в своем выступлении рассказал о недавней энциклике Бенедикта XVI Spe salvi" ("Спасенные надеждой"), сказав, что именно надежда поможет в преодолении чувства духовной пустоты.

 

Профессор Ян Лашек (Прага), священник гуситской церкви, в своем выступлении помимо духовных вопросов затронул и актуальные проблемы современности. В частности, он указал, что в западном обществе «в рамках плохо понятой религиозной терпимости с воодушевлением борются за права мусульман, стыдливо замалчивая права христиан в арабских странах». Кроме того, указал Ян Лашек, «Евросоюз стесняется признать христианские корни современной Европы», и потому «утверждаемое равноправие используется фундаменталистами, враждебными к Европе, но, тем не менее, пользующимися защитой европейских законов».

По мысли Яна Лашека, «христианство по мере развития современного мышления оказывается всё в более трудной ситуации» и в итоге христиане в ХХ веке оказались в ситуации, похожей на ситуацию христиан второго века.

 

Вообще, сравнение современного состояния общества с эпохой поздней античности, которую, по словам Ольги Седаковой, тоже отличали «истерика, тоска и буздуховность», было, пожалуй, самым употребительным на конференции. Однако один из участников дискуссии по итогам докладов справедливо указал, что «христиане бросили вызов язычникам, обвинив их в поклонении пустому месту (об этом говорила еще один докладчик, преподаватель РГГУ и ББИ Анна Шмаина-Великанова), а через столетия этот вопрос бумерангом вернулся самим христианам…»

 

Стоит отметить, что вопросы, поднятые на конференции, весьма актуальны, но всё же участникам стоило бы несколько лучше определиться с используемыми терминами, которые многие из докладчиков употребляли достаточно произвольно, создавая тем самым некоторую путаницу. Так, например, понятие «постмодерн», часто звучавшее на конференции, докладчики смешивали с Просвещением, в то время как вся идеология постмодерна строиться на развенчании просвещенческого проекта рациональности и на попытках возврата к архаичным структурам сознания и социума. Поэтому ставить знак равенства между «современностью» и «постмодерном», который является идеологий, крайне жестко ее критикующей, не очень корректно.

В любом случае, чтобы преодолеть духовную пустоту, надо понять ее и увидеть ее истоки. Это открывает пространство для самых разнообразных дискуссий, что и показала конференция, которая продолжит свою работу целым рядом семинаров и круглых столов.

Сайт создан в системе uCoz