Александр Храмов

Опубликовано на сайте Каспаров.ру 15.04.08

http://www.kasparov.ru/material.php?id=48047905644B4

 

 

«Ты всё пела. Это – дело. Так пойди же послужи»…

Священников решили призвать в армию: миф о «православном президенте» Медведеве под угрозой.

 

О том, что Медведев станет президентом, было известно еще задолго до выборов – как только осенью он был назван «преемником». Но вот выборы прошли – а инаугурация состоится только в мае.  Так что Медведев входит к нам уже больше полугода – и всё еще не вошел, еще ничем себя не проявил. Но перед Медведевым уже успели войти и прочно закрепиться в сознании мифы о нем.

Миф первый – о его «либерализме». Дескать, в отличие от бывшего сотрудника КГБ, новый президент станет проводить более мягкую политику (как внешнюю, так и внутреннюю): наступит своего рода «оттепель».

Миф второй – Медведев будет «православным президентом» в отличие от своего предшественника, всё-таки старавшегося занять «надконфессиональную» позицию. Православный имидж супруги Медведева, получившей недавно орден РПЦ, и сравнительная воцерковленность ее мужа – все эти факты подпитывают миф о «православной ориентации» будущего президента.

Но в период «междуцарствия» (после избрания Медведева и до его вступления в должность) эти мифы столкнулись с серьезными испытаниями. Арест лидера питерского «Яблока» Максима Резника существенно поколебал надежды на «оттепель».

А еще в феврале произошло событие, которое позволяет поставить под вопрос и предполагаемое «православное измерение» в политике будущего президента. Путин подписал указ, согласно которому отсрочки от армии отменяются для священнослужителей. И поэтому в начавшийся весенний призыв, на который как раз приходится инаугурация Медведева, священники до 27 лет, не имеющие отсрочки по здоровью или учебе, будут призваны в армию. Этот факт и заставил вспомнить о подписи президента под этим указом.

 

Так, в прошедшую пятницу глава Отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что призыв священнослужителей будет сравним «с эпохой гонений на церковь». http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23825 В самом деле, согласно православным канонам, священнослужитель под угрозой извержения из сана не должен брать в руки оружия. Получается, что призыв священников в армию означает полное неуважение к их религиозным взглядам, и, действительно, ставит священнослужителей в ситуацию выбора: или нарушить закон и остаться верным сану, или пойти наперекор вере. Более того, так как указ об отмене отсрочек был подписан 6 февраля 2008 года, священники не могли успеть подать заявления в военкомат с просьбой принять их на альтернативную службу (это надо делать минимум за полгода до начала призыва).

Обычно в священники людей рукополагают в более зрелом возрасте, так что подлежащих призыву диаконов и священников в Русской Православной Церкви совсем немного (чуть больше сотни). То есть сколько-нибудь существенно помочь укомплектованию армии эта мера не в состоянии. Но зачем она тогда нужна? Может быть, чтобы показать всем излишне надеющимся на полную лояльность нынешней власти интересам православия – что такой лояльности лучше от нее не ждать? И что власть готова сразу же забыть о прокремлевской позиции  многих иерархов РПЦ – и пойти против церкви – если это будет сулить режиму хоть наималейшую выгоду? Может быть призыв горстки священников стоит понимать как напоминание церкви: «Хлебушек-то вместе, а табачок-то врозь». Пожалуйста, пусть патриарх призывает ходить на выборы и приветствует избрание Медведева на пост президента. Президент тоже может сказать о положительной роли православия в жизни российского общества. Но как только интересы власти и церкви разойдутся – ни на какие уступки в сторону церкви лучше не рассчитывайте. И при Медведеве, сколько бы иерархи РПЦ ни приветствовали его избрание, священники как миленькие пойдут служить в армию.  

 

Если в призыв священнослужителей не вложено подобного «месседжа» - то его остается приписать лишь доходящей до абсурда глупости и оплошности законодателей. Но решение это принималось на слишком высоком уровне – и слишком часто звучали голоса, предостерегающие от него – чтобы тут имела место какая-то оплошность.

 

В контексте произошедших событий стоит напомнить и о позиции самого о. Димитрия Смирнова, столь возмущенного призывом священнослужителей на военную службу. Во-первых, протоиерей весьма резко отзывался об альтернативной службе. «В России альтернативная служба создана в угоду 5-7 человек, которые очень много кричат о её необходимости И не следует на них обращать внимания». http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=172078 Но когда решили призвать в армию мизерное количество православных священников (ну, не 5-7, так несколько десятков), о. Димитрий вдруг заголосил благим матом, решив обратить на этот «пустяк» внимание публики? Да и теперь-то, когда единственным выходом для священников, подлежащих призыву, является как раз альтернативная служба (впрочем, как уже было сказано, в нынешний призыв священнослужители уже не успеют этим выходом воспользоваться), вспомнит ли о. Димитрий Смирнов, как эту самую службу ругал, обвиняя всех, кто ее предпочитает, в сектантстве и недостатке патриотизма?

Во-вторых, о. Димитрий активно выступает за создание института т.н. «военного духовенства». http://www.pravoslavie.ru/news/070209124944 Эту инициативу поддержала и Главная военная прокуратура. Согласно данному проекту, к воинским частям должны быть приписаны священники, которым было бы присвоено воинское звание и выплачивалась бы зарплата, частично Министерством Обороны, частично – церковью. http://www.newsru.com/religy/05jun2006/kapellan.html Эти священники занимались бы задачами «воспитания» военнослужащих. Причем под воспитанием понимается «укрепление армейской дисциплины и повышение уровня патриотизма в войсках». То есть священники должны, согласно этому проекту, стать чем-то вроде политруков, просвещавших советских солдат относительно «правильной идеологии» и «долга перед Родиной».

Но о каком патриотизме может идти речь, когда над солдатами в армии издеваются, морально и физически унижают их? Можно ли в этих условиях проповедовать «христианское смирение» и тем более какой-то «патриотизм»? Может быть, стоит лучше приписать к каждой части уполномоченного по правам человека – или хотя бы обычного юриста, который мог бы  консультировать солдат относительно их прав, рекомендовать, к кому можно обратиться, если эти права нарушаются, помочь в защите этих прав?

Конечно, если рядовой – православный  верующий (равно как и мусульманин, как иудей и пр.), то он имеет право, даже проходя службу в армии, удовлетворять свои религиозные потребности: например, причащаться, исповедоваться  у священника. И это право должно быть ему предоставлено: хотя для этого совершенно не обязательно вводить священнослужителей в число сотрудников вооруженных сил и тем более присваивать им какое-то звание. Ведь священники, окормляющие людей в местах лишения свободы, не состоят в Службе исполнения наказаний.

Для рядового, отрезанного от дома, погруженного в безжалостную армейскую среду, общение со священником может стать какой-то отдушиной, каким-то маленьким личным, живым пространством, в то время как всё окружающее бездушно и казенно.

Но вот если священники сделаются «православными политруками», как это фактически предлагал о. Димитрий  Смирнов, то их присутствие в армии будет не реализацией прав и свобод военнослужащих, а еще одним способом давления на них. «Как, ты недоволен, что тебя избивают и унижают в части, что офицер заставляет тебя строить дачу? Ну так смирись сынок, Бог воздаст. И только не думай жаловаться  правозащитникам и в прокуратуру. Будь патриотом…» А как иначе может говорить священник, получающий зарплату в Минобороне и непосредственно подчиняющийся армейскому руководству? Не армия развалена от недостатка патриотизма, а патриотизма нет, потому что армия стала чем-то вроде законодательно санкционированного рабства. Только глупец может быть патриотом и рваться служить Родине в той армии, где унижают и калечат новобранцев. В такой ситуации отправлять священников в части с целью «воспитывать патриотизм» - лицемерие.

 

Так что возмущение о. Димитрия Смирнова выглядит неоправданным, если вспомнить о его же позиции по данному вопросу. «Патриотическое воспитание»? Воспитывать «любовь к Родине» там, где ненавидят человека? Промывать мозги за казенные деньги, прикрываясь саном православного священника? Ну так сначала сами хлебните этой «любви к Родине». «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же послужи!»

Священников – жалко. Лицемеров – нет.

Сайт создан в системе uCoz