Александр Храмов
Опубликовано на сайте Каспаров.ру
15.04.08
http://www.kasparov.ru/material.php?id=48047905644B4
«Ты
всё пела. Это – дело. Так пойди же послужи»…
Священников решили призвать в армию: миф
о «православном президенте» Медведеве под угрозой.
О том, что Медведев станет президентом,
было известно еще задолго до выборов – как только осенью он был назван
«преемником». Но вот выборы прошли – а инаугурация состоится только в мае. Так что Медведев входит к нам уже больше
полугода – и всё еще не вошел, еще ничем себя не проявил. Но перед Медведевым
уже успели войти и прочно закрепиться в сознании мифы о нем.
Миф первый – о его «либерализме».
Дескать, в отличие от бывшего сотрудника КГБ, новый президент станет проводить
более мягкую политику (как внешнюю, так и внутреннюю): наступит своего рода
«оттепель».
Миф второй – Медведев будет «православным
президентом» в отличие от своего предшественника, всё-таки старавшегося занять
«надконфессиональную» позицию. Православный имидж супруги
Медведева, получившей недавно орден РПЦ, и сравнительная воцерковленность ее
мужа – все эти факты подпитывают миф о «православной ориентации» будущего
президента.
Но в период «междуцарствия» (после
избрания Медведева и до его вступления в должность) эти мифы столкнулись с
серьезными испытаниями. Арест лидера питерского «Яблока» Максима Резника
существенно поколебал надежды на «оттепель».
А еще в феврале произошло событие,
которое позволяет поставить под вопрос и предполагаемое «православное
измерение» в политике будущего президента. Путин подписал указ, согласно
которому отсрочки от армии отменяются для священнослужителей. И поэтому в
начавшийся весенний призыв, на который как раз приходится инаугурация
Медведева, священники до 27 лет, не имеющие отсрочки по здоровью или учебе,
будут призваны в армию. Этот факт и заставил вспомнить о подписи президента под
этим указом.
Так, в прошедшую пятницу глава Отдела
Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами протоиерей
Димитрий Смирнов заявил, что призыв священнослужителей будет сравним «с эпохой
гонений на церковь». http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=23825 В самом деле, согласно православным канонам,
священнослужитель под угрозой извержения из сана не должен брать в руки оружия.
Получается, что призыв священников в армию означает полное неуважение к их
религиозным взглядам, и, действительно, ставит священнослужителей в ситуацию
выбора: или нарушить закон и остаться верным сану, или пойти наперекор вере.
Более того, так как указ об отмене отсрочек был подписан 6 февраля 2008 года, священники
не могли успеть подать заявления в военкомат с просьбой принять их на
альтернативную службу (это надо делать минимум за полгода до начала призыва).
Обычно в священники людей рукополагают в
более зрелом возрасте, так что подлежащих призыву диаконов и священников в
Русской Православной Церкви совсем немного (чуть больше сотни). То есть
сколько-нибудь существенно помочь укомплектованию армии эта мера не в
состоянии. Но зачем она тогда нужна? Может быть, чтобы показать всем излишне
надеющимся на полную лояльность нынешней власти интересам православия – что
такой лояльности лучше от нее не ждать? И что власть готова сразу же забыть о прокремлевской позиции
многих иерархов РПЦ – и пойти против церкви – если это будет сулить
режиму хоть наималейшую выгоду? Может быть призыв
горстки священников стоит понимать как напоминание церкви: «Хлебушек-то вместе,
а табачок-то врозь». Пожалуйста, пусть патриарх призывает ходить на выборы и
приветствует избрание Медведева на пост президента. Президент тоже может сказать
о положительной роли православия в жизни российского общества. Но как только
интересы власти и церкви разойдутся – ни на какие уступки в сторону церкви лучше не рассчитывайте. И при
Медведеве, сколько бы иерархи РПЦ ни приветствовали его избрание, священники
как миленькие пойдут служить в армию.
Если в призыв священнослужителей не
вложено подобного «месседжа» - то его остается
приписать лишь доходящей до абсурда глупости и оплошности законодателей. Но
решение это принималось на слишком высоком уровне – и слишком часто звучали
голоса, предостерегающие от него – чтобы тут имела место какая-то оплошность.
В контексте произошедших событий стоит
напомнить и о позиции самого о. Димитрия
Смирнова, столь возмущенного призывом священнослужителей на военную службу. Во-первых,
протоиерей весьма резко отзывался об альтернативной службе. «В России
альтернативная служба создана в угоду 5-7 человек, которые очень много кричат о
её необходимости… И
не следует на них обращать внимания». http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=172078
Но когда решили призвать в армию мизерное количество православных священников
(ну, не 5-7, так несколько десятков), о. Димитрий вдруг заголосил благим матом,
решив обратить на этот «пустяк» внимание публики? Да и теперь-то, когда
единственным выходом для священников, подлежащих призыву, является как раз
альтернативная служба (впрочем, как уже было сказано, в нынешний призыв
священнослужители уже не успеют этим выходом воспользоваться), вспомнит ли о.
Димитрий Смирнов, как эту самую службу ругал, обвиняя всех, кто ее
предпочитает, в сектантстве и недостатке патриотизма?
Во-вторых, о. Димитрий активно выступает
за создание института т.н. «военного духовенства». http://www.pravoslavie.ru/news/070209124944 Эту инициативу поддержала и Главная военная прокуратура.
Согласно данному проекту, к воинским частям должны быть приписаны священники,
которым было бы присвоено воинское звание и выплачивалась бы зарплата, частично
Министерством Обороны, частично – церковью. http://www.newsru.com/religy/05jun2006/kapellan.html Эти священники занимались бы задачами «воспитания»
военнослужащих. Причем под воспитанием понимается «укрепление армейской
дисциплины и повышение уровня патриотизма в войсках». То есть священники
должны, согласно этому проекту, стать чем-то вроде политруков, просвещавших
советских солдат относительно «правильной идеологии» и «долга перед Родиной».
Но о каком патриотизме может идти речь,
когда над солдатами в армии издеваются, морально и физически унижают их? Можно
ли в этих условиях проповедовать «христианское смирение» и тем более какой-то
«патриотизм»? Может быть, стоит лучше приписать к каждой части уполномоченного
по правам человека – или хотя бы обычного юриста, который мог бы консультировать солдат относительно их прав,
рекомендовать, к кому можно обратиться, если эти права нарушаются, помочь в защите
этих прав?
Конечно, если рядовой – православный верующий (равно как и мусульманин, как иудей и
пр.), то он имеет право, даже проходя службу в армии, удовлетворять свои
религиозные потребности: например, причащаться, исповедоваться у священника. И это право должно быть ему предоставлено:
хотя для этого совершенно не обязательно вводить священнослужителей в число
сотрудников вооруженных сил и тем более присваивать им какое-то звание. Ведь
священники, окормляющие людей в местах лишения свободы, не состоят в Службе
исполнения наказаний.
Для рядового, отрезанного от дома,
погруженного в безжалостную армейскую среду, общение со священником может стать
какой-то отдушиной, каким-то маленьким личным, живым пространством, в то время
как всё окружающее бездушно и казенно.
Но вот если священники сделаются
«православными политруками», как это фактически предлагал о. Димитрий Смирнов, то их присутствие в армии будет не
реализацией прав и свобод военнослужащих, а еще одним способом давления на них.
«Как, ты недоволен, что тебя избивают и унижают в части, что офицер заставляет
тебя строить дачу? Ну так смирись сынок, Бог воздаст.
И только не думай жаловаться правозащитникам и в прокуратуру. Будь
патриотом…» А как иначе может говорить священник, получающий зарплату в Минобороне и непосредственно подчиняющийся армейскому
руководству? Не армия развалена от недостатка патриотизма, а патриотизма нет,
потому что армия стала чем-то вроде законодательно санкционированного рабства.
Только глупец может быть патриотом и рваться служить Родине в той армии, где
унижают и калечат новобранцев. В такой ситуации отправлять священников в части
с целью «воспитывать патриотизм» - лицемерие.
Так что возмущение о. Димитрия
Смирнова выглядит неоправданным, если вспомнить о его же позиции по данному
вопросу. «Патриотическое воспитание»? Воспитывать «любовь к Родине» там, где
ненавидят человека? Промывать мозги за казенные деньги, прикрываясь саном
православного священника? Ну так сначала сами хлебните
этой «любви к Родине». «Ты всё пела? Это дело. Так пойди же послужи!»
Священников – жалко. Лицемеров – нет.