Александр Храмов

Опубликовано 26 мая 2008 г. на сайте Портал-Кредоу

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=62850&cf=

 

20 лет со дня кончины А.Ф. Лосева.

24 мая в  музее «Дом Лосева» прошел вечер памяти.

 

24 мая в музее-библиотеке «Дом Лосева» (Арбат, 33) прошло собрание, посвящено памяти Алексея Федоровича, приуроченное к двадцатилетию со дня его смерти. Собрался полный зал, люди стояли даже в проходах.

Первой выступала Аза Алибековна Тахо-Годи, вдова Лосева и хранительница его творческого наследия. Во многом именно благодаря ее усилиям был создан мемориальный дом-музей, выходят в свет новые исследования о Лосеве и неопубликованные тексты из творческого наследия философа.  

Аза Алибековна отметила, что, за двадцать лет, прошедших со дня кончины Лосева, его мысли всё же были услышаны и успели дать ростки, пусть пока и небольшие (согласно слову Евангелия: «зерно, если умрет, принесет много плода»).

Об этих ростках и говорили собравшиеся, а также делились воспоминаниями о Лосеве.

 

Валентина Ильина, директор музея-библиотеки Лосева, в своем выступлении отметила,  что «Дом Лосева – это форпост русской философии и культуры на старом Арбате, несмотря на то, что многим хотелось бы видеть в этом здании очередной ресторан». Действительно, когда с Арбата, пестрящего бутиками и ресторанами, уставленного матрешками и прочими сувенирами, на которые глазеет подвыпившая шумная толпа, ты входишь в музей Лосева (он располагается в доме, где долгие годы жил Алексей Федорович), чувствуется, что ты как бы попал в другой мир, тихий мир книг, мыслей и воспоминаний. В Москве очень немного осталось таких островков культуры, на чей берег можно было бы ступить, вырвавшись из бушующего моря пошлости и суеты. 

 

Абдусалам Гусейнов, директор Института Философии РАН, отметил, что «за 20 лет произошло возвращение в Россию русской религиозной философии». И «произошло это так, как будто ее здесь ждали, и А.Ф. Лосев был одной из причин этого сравнительно безболезненного возвращения».

В частности, отметил Гусейнов, Лосев воспитал целую плеяду учеников, в числе которых были, например, Сергей Аверинцев и Владимир Бибихин: они мыслили в русле традиций русской философии, а после того, как рухнул советский строй, стали теми, кто вышел на пристань встретить «философский пароход», спустя десятилетия вернувшийся на родину. Не марксистам-ленинистам же и диаматчикам было встречать Бердяева, Франка, Лосского… Окруженный полчищами т.н. «советских философов», усилиями которых Лосев был отправлен в лагерь, а потом был загнан в нишу «филолога», именно Лосев вырастил тех, кому были близки эти имена, тех, кто ждал возвращения «философского парохода» и после перестройки занялся распространением и осмыслением трудов русских религиозных философов.

Фигура Лосева важна в истории философии в России и потому, что собой он как бы олицетворяет связь современности и дореволюционной философии: ведь Лосев застал еще Религиозно-философские общества в Москве, где слушал и общался с Бердяевым, Сергием Булгаковым, о. Павлом Флоренским…

 

В своем выступлении литературовед Петр Васильевич Палиевский  верно заметил, что «Лосев не совпадает с теми прозелитами православия, в девяностые шарахнулись от материализма в сторону философии». Действительно, подобных «деятелей» сейчас хватает: они перенесли в православие свои «марксистско-ленинистские» привычки и методы.

 

Академик Павел Флоренский призвал «просто порадоваться», что с нами есть Аза Алибековна Тахо-Годи, вспомнил о «сфинских лапищах» Лосева и о его
 «трогательной, детской любви к шоколадным конфетам».

 

Василий Соколов, профессор МГУ, тоже поделился своими воспоминаниями о Лосеве, рассказал, как приехав к Лосеву и Тахо-Годи на дачу, учил их ловить Би-Би-Си. «Не думаю, что марксизм сейчас кончился (сужу по своему факультету)», вздохнул профессор.

 

А исследователь русской философии Алексей Козырев напомнил о том, как Лосеву при переходе в последний класс гимназии директор подарил Собрание сочинений Владимира Соловьева, с чего и началось знакомство юного Лосева с философией. «И как было бы абсурдно, если бы нынешнему школьнику, решающему в тесте ЕГЭ, куда бросилась Анна Каренина, под паровоз или под электричку, директор бы подарил Собрание сочинений Лосева». Да уж, нынешняя система образования устроена «несколько» по-другому: какие уж там собрания сочинений – нужно правильную буковку в тесте обвести.

 

Лосев, проживший долгую жизнь (1893-1988) – это не только оригинальный мыслитель, но и фигура, которая заставляет нас вспомнить о прошлом и настоящем России. О дореволюционной и о советской эпохах, которые Лосев пережил, о том, какое наследие от этих эпох к нам перешло – и как с этим наследием поступить. Вечер памяти Лосева тоже был погружением в историю – не только историю одного философа, но и всей страны.    

Сайт создан в системе uCoz