Александр Храмов
Опубликовано 26 мая 2008 г. на сайте Портал-Кредо.ру
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=62850&cf=
20 лет со
дня кончины А.Ф. Лосева.
24 мая в музее
«Дом Лосева» прошел вечер памяти.
24 мая в музее-библиотеке «Дом Лосева» (Арбат, 33)
прошло собрание, посвящено памяти Алексея Федоровича, приуроченное к
двадцатилетию со дня его смерти. Собрался полный зал, люди стояли даже в
проходах.
Первой выступала Аза Алибековна Тахо-Годи, вдова
Лосева и хранительница его творческого наследия. Во многом именно благодаря ее
усилиям был создан мемориальный дом-музей, выходят в свет новые исследования о
Лосеве и неопубликованные тексты из творческого наследия философа.
Аза Алибековна отметила, что, за двадцать лет,
прошедших со дня кончины Лосева, его мысли всё же были услышаны и успели дать
ростки, пусть пока и небольшие (согласно слову Евангелия: «зерно, если умрет,
принесет много плода»).
Об этих ростках и говорили собравшиеся,
а также делились воспоминаниями о Лосеве.
Валентина Ильина, директор музея-библиотеки Лосева, в
своем выступлении отметила, что «Дом
Лосева – это форпост русской философии и культуры на старом Арбате, несмотря на
то, что многим хотелось бы видеть в этом здании очередной ресторан».
Действительно, когда с Арбата, пестрящего бутиками и ресторанами, уставленного
матрешками и прочими сувенирами, на которые глазеет подвыпившая шумная толпа,
ты входишь в музей Лосева (он располагается в доме,
где долгие годы жил Алексей Федорович), чувствуется, что ты как бы попал в
другой мир, тихий мир книг, мыслей и воспоминаний. В Москве очень немного
осталось таких островков культуры, на чей берег можно было бы ступить,
вырвавшись из бушующего моря пошлости и суеты.
Абдусалам Гусейнов, директор Института Философии РАН, отметил,
что «за 20 лет произошло возвращение в Россию русской религиозной философии». И
«произошло это так, как будто ее здесь ждали, и А.Ф. Лосев был одной из причин
этого сравнительно безболезненного возвращения».
В частности, отметил Гусейнов, Лосев воспитал целую
плеяду учеников, в числе которых были, например, Сергей Аверинцев и Владимир Бибихин: они мыслили в русле традиций русской философии, а
после того, как рухнул советский строй, стали теми, кто вышел на пристань
встретить «философский пароход», спустя десятилетия вернувшийся на родину. Не марксистам-ленинистам же и диаматчикам было встречать Бердяева,
Франка, Лосского… Окруженный полчищами т.н.
«советских философов», усилиями которых Лосев был отправлен в лагерь, а потом
был загнан в нишу «филолога», именно Лосев вырастил тех, кому были близки эти
имена, тех, кто ждал возвращения «философского парохода» и после перестройки
занялся распространением и осмыслением трудов русских религиозных философов.
Фигура Лосева важна в истории философии в России и
потому, что собой он как бы олицетворяет связь современности и дореволюционной
философии: ведь Лосев застал еще Религиозно-философские общества в Москве, где
слушал и общался с Бердяевым, Сергием Булгаковым, о. Павлом Флоренским…
В своем выступлении литературовед Петр Васильевич
Палиевский верно заметил, что «Лосев не
совпадает с теми прозелитами православия, в девяностые шарахнулись от
материализма в сторону философии». Действительно, подобных «деятелей» сейчас
хватает: они перенесли в православие свои «марксистско-ленинистские» привычки и
методы.
Академик Павел Флоренский призвал «просто
порадоваться», что с нами есть Аза Алибековна Тахо-Годи, вспомнил о «сфинских лапищах» Лосева и о его
«трогательной, детской любви к
шоколадным конфетам».
Василий Соколов, профессор МГУ, тоже поделился своими
воспоминаниями о Лосеве, рассказал, как приехав к
Лосеву и Тахо-Годи на дачу, учил их ловить Би-Би-Си. «Не думаю, что марксизм
сейчас кончился (сужу по своему факультету)», вздохнул профессор.
А исследователь русской философии Алексей Козырев
напомнил о том, как Лосеву при переходе в последний класс гимназии директор
подарил Собрание сочинений Владимира Соловьева, с чего и началось знакомство
юного Лосева с философией. «И как было бы абсурдно, если бы нынешнему
школьнику, решающему в тесте ЕГЭ, куда бросилась Анна Каренина, под паровоз или
под электричку, директор бы подарил Собрание сочинений Лосева». Да уж, нынешняя
система образования устроена «несколько» по-другому: какие уж там собрания сочинений – нужно правильную буковку в
тесте обвести.
Лосев, проживший долгую жизнь (1893-1988) – это не
только оригинальный мыслитель, но и фигура, которая заставляет нас вспомнить о
прошлом и настоящем России. О дореволюционной и о
советской эпохах, которые Лосев пережил, о том, какое наследие от этих эпох к
нам перешло – и как с этим наследием поступить. Вечер памяти Лосева тоже был
погружением в историю – не только историю одного философа, но и всей страны.