Александр Храмов
Опубликовано 11 сентября 2008 года на
сайте Кредо.ру
http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=65256&type=view
«И первый
ангел вострубил….»
Не спешите смеяться над пензенскими сидельцами: вы
сами еще боитесь коллайдера…
Когда пензенские сектанты зарылись в землю и стали
ждать конец света в мае – вся «цивилизованная общественность» над ними потешалась
и жалела их, убогих. Вот же, оказывается, какие бывают дремучие чудаки: пока
весь мир обсуждает войну в Ираке и борется с глобальным потеплением, они вдруг,
ни с того ни с сего, забились в пещеру, ожидая конца всего мира.
Теперь же, не пошло и полугода, вся «цивилизованная
общественность» на полном серьезе обсуждает – может ли наступить конец света в
сентябре, когда в горах Швейцарии запустят адронный коллайдер. Эта тема модна, современна и прогрессивна – это
вам не угрюмые бородачи-сектанты. Правда, сектанты приводили доказательства от
Священного Писания – и это Писание как-никак прочитали, и не раз. А вот те, кто
рассуждает об опасности нового эксперимента, в большинстве своем протона от
электрона отличить не могут. И кто тут более невежественен?..
Мне кажется, во всей этой истории интересен не сам коллайдер, сколько само сознание современного человека, в
которое глубоко, очень глубоко вошла мысль о том, что наш мир может внезапно
схлопнуться и разрушится. Газетная утка о зловредной установке ученых – всего
лишь частный случай, в котором просвечивает парадигма нашего сознания. О конце
мира говорили в 2000 году, его ждали в мае и ждут в сентябре 2008 года, его ждут в 2012… Современный человек живет в универсуме, в самой
структуре которого заложена мысль о его возможном (и, если подумать,
неизбежном) конце во времени. Предлог для ожидания конца мира может быть любым:
комета, ядерная война, коллайдер…
Пензенская пещера и адронный
коллайдер – всего лишь две ипостаси одной и той же
установки сознания, настроенного на конечность мира. Просто сейчас модна не
пещера, модно красивое и непонятное слово из научного жаргона: но суть-то одна…
Мир, который имеет конец – это продукт христианства. В
сочинении любого отца Церкви после слов о том, что мир сотворен, идут слова о
том, что мир когда-то должен будет прекратить свое существование. Эта мысль о
том, что наш мир не вечен – крамольна для дохристианского сознания. Для любого
древнего грека она абсурдна. «Бытие недвижно и бездрожно»,
по словам Парменида. Мир, в котором мы живем, никогда
не начался и не кончился. Невозможно представить себе какого-нибудь
австралийского аборигена, или египтянина, или грека, который бы замер в
ожидании конца мира перед очередной круглой датой. Ни комета,
ни зловредный коллайдер не способны натолкнуть их на
саму мысль о том, что «завтра» может и не наступить.
Конечно, дохристианскому сознанию ведомы чередования
хаоса и космоса, когда огонь разгорается и поглощает космос, обращая всё в
неструктурированную массу, и когда из этой массы снова рождается прекрасное
мировое целое. Но речь идет о вечном возвращении, а не об унылом и страшном
конце. Хаос тоже празднуется в рамках годового цикла – об этом подробно писал
Элиаде: но наступление хаоса - не день уныния, рытья пещер, гробов и бомбоубежищ,
это веселый праздник. Хаос встречают весело: как в Риме, когда рабы становились
на один день господами, а господа – рабами, тем самым
олицетворяя развоплощение стройного, иерархичного
мирового целого в докосмический прамир,
который еще не знает иерархий и градаций. Люди хлещут друг друга кожаными
ремнями, всеобщая пьянка и радость. Потому что
известно: сущее вечно, мир построен на вечном возвращении – хаос это залог
того, чтобы может существовать и космос. Поэтому наступление хаоса – это повод
для веселья. Но коллайдер – только повод для уныния.
Никто не выйдет радостно на улицы праздновать запуск коллайдера
как веселый праздник разрушения, с которого вечное бытие опять начнет свой
цикл. Нет, все только и думают о том, как холодная и черная дыра, возникнув в коллайдере, засосет сначала Европу, а потом и всю солнечную
систему. И потом ничего уже не будет, будет только холодная и скучная пустота.
Нечему тут радоваться.
Мир не вечен, мир кончится и больше не вернется – вот
какую мысль принесло христианство. Да, пусть придут трансцендентные небо и
земля, но вот этих деревьев, этого неба с облачками, этих пушистых собачек и
милых девушек уже больше не будет никогда. Никакого вечного возвращения.
Никаких собачек и девушек, когда мир закончится. Будем как ангелы, старое не вернется:
время линейно, и в оно из мнгновений этого времени наступит конец мира, точка невозврата. Ожидание конца мира – непременный атрибут
христианской цивилизации. Конец мира просвечивает чуть
ли не через каждое мгновение истории, подмигивает нам из-за каждой круглой (и
не круглой) даты. Со времен первых христиан и поныне люди ждут конца и просто
каждый год (после очередной несостоявшейся гибели мира) немного отодвигают его
в будущее: христианская цивилизация (и современная, как ее продукт) – это
цивилизация отсроченного конца. Первые века нашей эры, средневековье, Новое
время – это движение от одного несостоявшегося конца мира к другому: всего их
были сотни – и в XXI веке, как видим, подобное
движение продолжается.
Еще одна примечательная деталь мифа о коллайдере – это то, что человек, оказывается, способен
обрушить весь мир. Миф о коллайдере не возможен в неантропоцентричном мире. Когда человек воспринимается как
насекомое, ползающее по ногтю мира, как писал Лев Толстой в «Воскресении»,
просто нельзя допустить, что он может спровоцировать конец мира. Это же смешно.
Человек – если он подчиненная часть мироздания – не сможет его хоть
сколько-нибудь расшатать. Разговоры о человеке, расшатывающем мир (парниковыми
газами, ядерными бомбами, коллайдерами) возможны
только в контексте радикального антропоцентризма. Опять же, он принесен
христианством. Собственно, если библейский рассказ о грехопадении (как он
понимается в святоотеческом предании) переложить на современный язык – то
получится рассказ об адронном коллайдере.
Человек сорвал запретный плод, совершил, казалось бы, мизерное по масштабам
мира действие – но в итоге обрушил всё бытие. «Небо устремилось
было пасть на него, и земля не хотела носить его», пишет св. Симеон Новый Богослов о согрешившем Адаме. Сорванный плод –
а небо падает и земля уходит из-под ног, мир
испытывает катастрофу. Тоннель в горах – и вот уже Европа засасывается в черную
дыру. Человек стоит в центре мира – и потому его действия могут обрушить мир.
Всё это сказано вот к чему: современный мир, несмотря
на Просвещение, затем на торжество постмодерна, всё равно продолжает жить в
христианских категориях, например, в категориях антропоцентризма и конца света.
Когда говорят – мир может закончиться завтра – надо понимать, что мы всё еще
живем в христианскую эпоху. Лишь когда скажут: бытие недвижно и бездрожно, и махнут рукой на газетные сенсации о коллайдерах и круглых датах, тогда можно будет
констатировать, что христианство больше не влияет на универсум, в котором мы
живем. Так что пока не спешите смеяться над пензенскими сидельцами и
сочувственно махать на них рукой: вы сами еще боитесь коллайдера.
«И первый Ангел вострубил…»