Александр Храмов
Опубликовано на портале «Кредо ру» 24 сентября 2007 года.
http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=57055
«Законченные клерикалы…»
О презентации «Северного
Катехона» № 2.
«Неоконы».
21 сентября в помещении недавно
открывшегося «Лектория на Садовнической» прошла
презентация альманаха «Северный Катехон» № 2, подготовленного в рамках
«Византистского клуба», который возглавляет Аркадий Малер. В числе выступавших
были как авторы сборника, например, миссионер о. Сергий Рыбко,
экономист Михаил Юрьев, так и гости – депутат Госдумы Александр Фоменко, о.
Даниил Сысоев. Однако чаще всего слышно было самого Аркадия Малера, которого
иногда разбавляли его соратники по «Византистскому Клубу» Елена Малер-Матьязова и Кирилл Фролов. Предисловия и послесловия
Малера к выступлениям остальных участников презентации были длиннее, чем сами
эти выступления. Доходило до смешного: когда Александр Фоменко выступил с
некоторой критикой в адрес «византийцев», недовольный словотворчеством Малера,
заменившего слово «неоконсерватор» словечком «неокон», Аркадий Малер прямо во время выступления Фоменко
повернул микрофон в свою сторону и принялся многоречиво возражать ему.
Сокращение «неоконсерваторов» до «неоконов»
действительно говорит о многом, как отметил это депутат Фоменко. «Византийцы» настойчиво
хотят выделяться на фоне остального «православно-патриотического» движения. Упорное
продвижение собственного оригинального «новояза» -
лишь маленькая черточка в этом желании выделиться и выбить себе узнаваемое
место среди «патриотической тусовки».
Собственно, вся презентация и
призвана была подчеркнуть, что Византистский клуб гордо размежевался с бывшими
соратниками по борьбе. И Малер, и Фролов в своих монологах постоянно сбивались
на «неправильных правых», которые портят всё дело, и доказывали, что только они
являются настоящими «правильными» правыми. Если слушать лишь критику Малера в
адрес других правых движений, и не вдаваться в то, что он предлагает в качестве
альтернативы, его позиция может показаться достаточно
вменяемой и даже несколько «прогрессивной». Несложно казаться разумным
на фоне опричников, призывающих канонизировать Ивана Грозного, и «православных»
сталинистов, помещающих портрет Сталина среди икон.
Можно выделить три направления
«в патриотическом лагере», о которых говорил на презентации Малер,
противопоставляя им Византистский Клуб. Во-первых, это евразийство,
из которого сам Малер вышел в конце 90-х, поссорившись со своим учителем
Дугиным. Малер, явно намекая на Дугина, заметил, что не стоит брать в союзники
анархистов, сатанистов, язычников и прочих деятелей эпохи постмодерна только
потому, что они выступают против Запада. Малер достаточно
сочувственно отзывался о деятельности президента Буша и вообще о США, что,
конечно же, позволяет ему предстать в выгодном свете по сравнению с брызжущими
слюной американофобами. Более того, Малер отметил свою приверженность «подлинным
европейским ценностям», основанным на христианстве. Правда, отношения России и
Европы Малер понимает весьма своеобразно. Малер
заметил, что последним и единственным носителем европейских ценностей осталась
Россия, так как только в ней христианство сохранилось в лучшем виде. В
доказательство этого Малер привел тот факт, что во всех столицах Европы гей-парад состоялся, а в Москве его запретил Юрий Лужков. Следовательно,
Россия, сохранившая приверженность истинному христианству, для того, чтобы научить
Европу, как ей жить по-европейски, должна «вернуться в состояние «жандарма
Европы»», о чем радостно заявил Малер. Любопытно, но чтобы доказать приверженность
России христианству, ну никак нельзя обойтись без ссылки на гей-парад.
Несчастные геи, сами того не подозревая, дают Малеру возможность говорить о
России как о последнем оплоте истины, а о русском народе – как о
«народе-миссионере». В самом деле, например, повальное пьянство как-то не
располагает именовать себя источником христианской истины для всего мира.
Ларьки с водкой стоят на каждом шагу – зато геи парадом пройтись не могут. Вот
оно в чем величие «Третьего Рима»! Малеру
(как, впрочем, и остальным «патриотам») следовало бы выразить геям
благодарность: своим любезным отсутствием на улицах столицы они позволяют
говорить об исключительной миссии России в деле христианского просвещения всего
мира.
Второе направление, с которым
размежевался Византистский Клуб – это «православный национализм». Нельзя
православие подменять этносом и делать его религией лишь русского народа, как
отметила Елена Малер. Совершенно справедливые слова. Православие – вселенская
религия, оно доступно любому народу, любой нации. Но вот вселенскостью
православия нельзя оправдывать вселенские притязания «Третьего Рима», что делают
византисты. Православие должно быть проповедано всем
народам – но это не значит, что все народы должны оказаться под властью империи
со столицей в Москве. Православие можно распространять словом, но нельзя –
танками.
«Православный монархизм» -
третье направление, от которого Византистский Клуб пытается отмежеваться.
Монархизм не является единственно возможным политическим убеждением
православного человека, а приверженность царю не есть признак ортодоксальности.
Православие может существовать не только при монархическом строе. Такие, опять
же совершенно справедливые, мысли звучали в монологах Малера на протяжении всей
презентации. Вообще, по сравнению с предыдущими заседаниями Византистского
Клуба, эта презентация поражала своим антимонархическим настроем. Сам Малер
сказал, что он не монархист, хотя и не демократ. Еще на Рождественских чтениях
(проходивших в том числе и в рамках Византистского
Клуба) в январе этого года попытки сказать о том, что православная вера вовсе
не обязана соединяться с монархическими убеждениями, вызывали резкие нападки.
Теперь же, видимо, деятели РПЦ поняли, что монархистов поддерживать не выгодно
(поддерживать Кремль гораздо выгоднее) и начали медленно отстраняться от
монархистов. Малер просто верно угадал общую тенденцию. Это размежевание с
монархистами, претендующими на обладание полнотой православной истины, не могло
бы не радовать, если бы не одно «но». Не вызван ли подобный курс скорее не
заботой о чистоте православия, а желанием деятелей РПЦ выйти в фарватер большой
политики из маргинального пространства монархических деятелей, не имеющих
никакого реального влияния? Да, несбыточными грезами о «православном
царе-батюшке» можно и поступиться во имя вполне осязаемого сотрудничества с
Кремлем.
«Мы – законченные клерикалы…»
То, что Марья
Ивановна разругалась с Тамарой Ивановной и больше не пьет с ней вместе чай, а
теперь громко считает тараканов, вылезающих у Тамары Ивановны из-под двери, еще
не доказывает, что она сама исправилось и в свой собственной комнате тараканов
не разводит. Пусть Малер больше не
ходит на «православно-патриотические» митинги с опричниками, сталинистами, монархистами и националистами, как ходил два
года назад. Но это вовсе не значит, что в его комнатке под гордым названием «Византистский
Клуб», в которую он заперся от своих соседей по коммунальной квартире правого
движения, переселилась истина. Малер просто развел там своих тараканов. И
назвал всё это «клерикализмом». «Мы –
законченные клерикалы», с гордостью произнес он, открывая презентацию. Ему
вторил Кирилл Фролов: «Северный Катехон – важный шаг к торжествующему
клерикализму». Так что же такое «клерикализм» в понимании «Византистского
Клуба»? Он вовсе не тождественен тому клерикализму, о котором говорил о. Сергий Рыбко, выступая
на той же презентации. Православный, сказал о. Сергий, не может не быть
клерикалом: он должен признавать церковную иерархию:
патриарха, епископов, священников, с почтительностью относиться к
священническому сану. Очевидная истина. Но «клерикализм» Фролова и Малера ей
вовсе не ограничивается.
Вот их логика: если ценность
православия – верховная и универсальная, то она требует своего распространения.
Конечно, никто не спорит: истину православия надлежит проповедовать. Но Малер и
Фролов вовсе не о проповеди говорят, а об экспансии.
Экспансия православия, экспансия православных ценностей – вот о чем твердили
«законченные клерикалы» на презентации альманаха. А в деле экспансии они
называют себя неоконсерваторами. А неоконсерватизм, как сказал Малер, означает использование
удобных, подручных средств для экспансии православия.
Политика, техника – всё пригодится. «Клерикализм» в понимании «Византистского
Клуба» - это не простая почтительность к священноначалию, а провозглашение экспансии православия любыми средствами.
«Византийцы» думают, что в деле воцерковления общества сгодится всё: и
политические технологии, и экономический шантаж неугодных соседей. Всеядность и
неразборчивость – вот что отличает «законченных клерикалов». Хотите
не хотите – а православными мы вас сделаем. Не через проповедь – так через
политические манипуляции. «Законченные клерикалы» слишком мало верят в
истинность православия, раз думают, что в деле его проповеди не достаточно
самой по себе истины Иисуса Наисладчайшего, и потому хотят примешать к ней для
придания пущего товарного виду
ароматизаторы, красители, подсластители. Они хотят сделать политику
средством проповеди. Растворить православие в политике и заставить население проглотить
его вместе с господствующим политическим курсом. Короче, нужен «союз с
государством во имя спасения человеческого рода», как сказал на презентации
Фролов.
Малер не хочет быть
православным монархистом, то есть преобразовывать государство в соответствии с мнимоправославными идеалами государственности. Это утопия,
сказал он. Клерикализм же – «прагматическая программа удерживания мира от
сползания в хаос». Да, клерикализм вполне прагматичен. Зачем мы будем что-то
перестраивать, мы лучше воспользуемся тем, что есть. «Если Церковь канонизирует
президентскую республику, то и она будет богоизбранной
властью», считает Малер. Всё может быть оправдано ради «экспансии православия».
Не стоит останавливаться ни перед какими средствами. По словам Малера, «если бы
у Церкви были политические и финансовые ресурсы, свое лобби в Госдуме, то
появились бы даже более интересные проекты, чем преподавание Основ Православной
Культуры». То есть «экспансия православия» может опираться и на финансовый
ресурс. Истину Христову можно добавлять во что угодно – в кремлевский
бутерброд, например. Главное, чтобы ее проглотили. Пусть и не ради нее самой, а
ради этого бутерброда. Это – полное неверие в силу Божью и в силу Церкви. В
делах проповеди православия надо быть наиболее щепетильным, разборчивым в
средствах. Подобный же «прагматизм» может лишь смешать православие с грязью.
К сожалению, приходится
констатировать, что церковные иерархи пошли на поводу
у сиюминутного «прагматизма». Так, митр. Кирилл решил использовать в деле
проповеди православия движение «Наши». О какой еще щепетильности может идти
после этого речь? Делать ставку на «Наших» в проповеди православия – всё равно что причащать Пресвятых Таинств в Макдоналдсе: быстро,
дешево, сердито. Не понимают того, что нельзя
без последствий использовать политику в целях «насаждения православия».
В политике нет ничего бескорыстного. То, что вы используете политику, значит,
что политика использует вас. В итоге появляется риск, что православие сделается
очередным игроком на политической сцене, станет опорой действующей власти,
сведется к набору предвыборных лозунгов. Власть использует всех – вы же
захотели ее саму использовать, переиграть ее. Но у вас ничего не получится.
Ведь вы сели играть с шулером. Пусть он на первых порах немного вам поддастся,
чтобы усыпить вашу бдительность. Пусть вы получите при поддержке власти пару
новых помещений в центре Москвы и факультативное преподавание ОПК. Но не спешите гордиться своим «прагматизмом и
клерикализмом». Ведь чуть погодя шулер вас обыграет, разденет до гола, вы
отдадите ему последние ботинки. В обмен на небольшие выгоды у Церкви потребуют
оказывать всемерную поддержку власти, благословлять любые ее действия, отлучать
и предавать анафеме оппозицию. Последняя свечечка в храме, последняя просфорка – ничто не избежит участи превращения в средство
политической пропаганды. «Клерикализм» есть путь в пропасть, путь к
нравственной катастрофе Церкви, к девальвации православия.
Отрицание «клерикализма» вовсе
не означает, что надо замкнуться в «церковной субкультуре», отвергнуть
современность, никак не участвовать в общественных процессах. Просто надо
понять, что цель не оправдывает средства. Она определяет их. Православие как
высшая ценность – значит, мы не бросаем его псам, значит, мы до предела
щепетильны в выборе средств для проповеди истины
Христовой. Рок-музыка может привести ко Христу. Но
грязная политика – никогда. Есть о. Сергий Рыбко,
рассказывавший на презентации альманаха о своей миссии среди рок-музыкантов. На
сцене, на которую он вышел перед рок-концертом, чтобы
сказать о православии, перед о. Сергием был освистан депутат Законодательного
собрания, видимо, пытавшийся внести в царившую там непосредственность официоз и
проправительственную пропаганду. А о. Сергий был принят. В его словах
почувствовали голос подлинного. Голос православия.
А есть о. Андрей Кураев, служащий
литургию на Селигере. Там, где свезенные на автобусах девочки и мальчики
открывши рот глядят на приехавших к ним чиновников.
Там, где всё организовано, куплено,
выстроено. Торжество официоза. И Литургия – как часть официоза и пропаганды.
Вот, на этом примере можно
почувствовать всю разницу между проповедью и экспансией. Между православием и
«клерикализмом».