Александр Храмов.

Опубликовано на портале «Кредо ру» 4 ноября 2007 года.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=686

 

Хэллуин: зачем искать черта в тыкве?

 

Последние годы в России приобрело определенную популярность празднование Хэллуина. Он празднуется, как и в западных странах, откуда пришла эта традиция, в ночь с 31 октября на 1 ноября. Однако нельзя сказать, чтобы популярность этого праздника в России была высока. Разве что в клубах и некоторых ресторанчиках чувствуется наступление Хэллуина. Для многих же этот праздник продолжает быть экзотикой и проходит незамеченным. Влияния Хэллуина на нашу жизнь практически не ощущается. Пара поклонников Хэллуина, спешащих в костюмах ведьм или приведений в клуб, едва ли более опасны и сильнее затрудняют нам жизнь, чем толпы пьяных по случаю Дня города. Однако празднование Дня города почему-то никого особенно не возмущает. Хэллуин волнует куда больше. Особенно взволнованы по поводу этого праздника представители РПЦ и других религиозных конфессий, а также представители департамента образования Москвы. Первые объявляют Хэллуин чуть ли ни коллективным поклонением «темным силам», а вторые считают недопустимым его проведение в школах, так как, по мнению чиновников, «это разрушительно для психики и для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся» (А. Гаврилов, пресс-секретарь департамента образования г. Москвы).

 

Когда я учился в школе, подобных «гонений на Хэллуин» еще не было, и, в конце 90-х учителя сами как-то организовали проведение этого праздника в нашей школе. Организацией этого мероприятия руководила учительница английского языка, которая хотела таким образом познакомить нас, школьников, с  английскими традициями и больше заинтересовать нас самим предметом. Помню, были все атрибуты Хэллуина: конкурсы, томатный сок, самодельный костюмы, тыква со свечкой и праздничное застолье. Проводилось, это всё, конечно, не ночью или вечером в клубе, а утром, в актовом зале школы. Воспоминания от этого праздника у меня, как и у других, остались самыми радостными. Во всяком случае, «разрушительных последствий для психики» мы  уж точно не испытали.

Сейчас в известных мне школах Хэллуин или не проводят вовсе, или же, если есть инициатива у самих школьников, его празднование ограничивается рамками класса, не принимая общешкольного характера. Учителя относятся к этому скорее неодобрительно и в организации Хэллуина участия не принимают. Что ж, времена изменились. Впрочем, особенной жалости из-за того, что Хэллуин уходит из школ, тоже не испытываешь. Экзотика – она и есть экзотика.   

 

Но некоторые всё же хотят усмотреть в Хэллуине «сатанизм», разрушительную оргию «поклонения нечистой силе». Видимо, фантазия некоторых священнослужителей, ищущих проявления сатанизма в клубных вечеринках, сильно богаче, чем у тех, кто Хэллуин празднует, выдумывая новые наряды и гримируясь под «зомби» и «ведьм». К поклонению «нечистым силам» Хэллуин имеет столько же отношения, сколько и день св. Патрика или день св. Валентина – к «экспансии католицизма». Пиво и зеленые трилистники или бумажные сердечки едва ли завлекут кого-то в лоно католической церкви. Тыквы и томатный сок только в фильмах ужасов могут сделать из человека убийцу и сатаниста. Но, видимо, некоторые священники верят фильмам ужасов сильнее, чем фактам из реальной жизни http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=90 .

Можно проследить общую закономерность в отношении людей к отмечанию таких «зарубежных праздников» в России. Те, кто боится и ругает эти праздники, например, Хэллуин, относятся к ним гораздо серьезнее, чем те, кто их празднует. Если для одних тыква или костюм ведьмы – явный признак служения бесам, то для вторых – просто очередной повод повеселиться. Вот как московские школьники и студенты отвечают на вопрос о том, как они провели Хэллуин и как к нему относятся:

«Вчера было здорово! Не совсем так, как я ожидала, но тем не менее неплохо! Людей пришло мало, но это никак не повлияло на праздник! Всего было два ангела, один вампир, призрак, летучая мышь и кошка! ... Мы наелись чипсов и пирожных, смотрели ужастики, вызывали духов и гадали!»

«Вчера сели с другом, зажгли свечи, включили ужастик и стали бояться..плошной позитив»

«Когда работала в клубе, устраивали каждый год "тематическую вечеринку" по поводу Хэллоуина. Украшали зал, искали костюмы, раскрашивали лица и придумывали себе персонаж. Прикольно, весело, простор для фантазии. Праздником данный день не считаю. Но поводом покреативить, внести что-то в повседневную жизнь - почему нет?».

Впрочем, кто-то, наоборот, на Хэллуин жалуется и считает, что он не дает повеселиться, так как цены в клубах к этому времени поднимаются в 2-3 раза.  Наше общество остается в большинстве своем неверующим, несмотря на громкие заявления о «православном большинстве». Высокие цены – а не православные убеждения, не позволяющие, пусть даже и  шутки ради, наряжаться нечистой силой» - вот что отвращает молодежь от Хэллуина. Когда людей не могут привести к вере в Бога, которая бы сама собой, автоматически, сделала бы празднование Хэллуина для них чуждым, молодежь начинают пугать чертями и «разрушением психики».

 

Хэллуин - это феномен секулярной культуры и (во всяком случае, в России) начисто лишен религиозной компоненты. Хэллуин – это не повод для общения с духами предков, заклинания разбушевавшейся нечистой силы. Вся нечистая сила нынче сводится к костюмам и гриму. Те, кто празднуют Хэллуин, не верят в чертей. Они хотят просто веселиться. Это дело вкуса – какой антураж для праздника выбирать. Многие, думаю, согласятся, что антураж смерти и колдовства не очень подходит для веселья и вообще не очень привлекателен. Возражения против Хэллуина могут строиться только как возражения против безвкусия, но никак не против религиозного «поклонения нечистой силе», которое будто бы присутствует в этом празднике. Если те, кто празднует Хэллуин, бояться чертей «понарошку», перед экраном телевизора с пачкой чипсов, то те, кто хочет усмотреть в нем сатанизм, бояться чертей и в самом деле. И хотят, чтобы этот страх передался тем, кто веселится на Хэллуин.  Они хотят демонизировать Хэллуин, к чертям бутафорским присоединить чертей настоящих, представив Хэллуин как «сатанинский культ».

Но, может быть, дело Церкви – призывать к вере в Бога, а не в черта? Зачем пытаться населять чертями Хэллуин, когда в чертей там никто не верит? Черт, если он есть, и сам придет. А вот о Боге напоминать стоит. Не надо лишний раз искать черта, пусть даже и в тыкве и томатном соке. А вот Бога стоит поискать, например, за куличами и крашеными яйцами. Чтобы Пасха не превратилась в очередной безрелигиозный праздник с религиозными атрибутами, вроде дня св. Патрика или Хэллуина.

Сайт создан в системе uCoz