Александр Храмов.
Опубликовано на портале «Кредо ру» 4 ноября 2007 года.
http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=686
Хэллуин: зачем искать черта в тыкве?
Последние годы в России приобрело
определенную популярность празднование Хэллуина. Он празднуется, как и в
западных странах, откуда пришла эта традиция, в ночь с 31 октября на 1 ноября.
Однако нельзя сказать, чтобы популярность этого праздника в России была высока.
Разве что в клубах и некоторых ресторанчиках чувствуется наступление Хэллуина.
Для многих же этот праздник продолжает быть экзотикой и проходит незамеченным.
Влияния Хэллуина на нашу жизнь практически не ощущается. Пара поклонников
Хэллуина, спешащих в костюмах ведьм или приведений в клуб, едва ли более опасны
и сильнее затрудняют нам жизнь, чем толпы пьяных по случаю Дня города. Однако
празднование Дня города почему-то никого особенно не возмущает. Хэллуин волнует
куда больше. Особенно взволнованы по поводу этого праздника представители РПЦ и
других религиозных конфессий, а также представители департамента образования
Москвы. Первые объявляют Хэллуин чуть ли ни коллективным поклонением «темным
силам», а вторые считают недопустимым его проведение в школах, так как, по мнению
чиновников, «это разрушительно для психики и для психического и
духовно-нравственного здоровья учащихся» (А. Гаврилов, пресс-секретарь
департамента образования г. Москвы).
Когда я учился в школе,
подобных «гонений на Хэллуин» еще не было, и, в конце 90-х учителя сами как-то
организовали проведение этого праздника в нашей школе. Организацией этого
мероприятия руководила учительница английского языка, которая хотела таким
образом познакомить нас, школьников, с
английскими традициями и больше заинтересовать нас самим предметом.
Помню, были все атрибуты Хэллуина: конкурсы, томатный сок, самодельный костюмы,
тыква со свечкой и праздничное застолье. Проводилось, это всё, конечно, не
ночью или вечером в клубе, а утром, в актовом зале школы. Воспоминания от этого
праздника у меня, как и у других, остались самыми радостными. Во всяком случае,
«разрушительных последствий для психики» мы
уж точно не испытали.
Сейчас в известных мне школах
Хэллуин или не проводят вовсе, или же, если есть инициатива у самих школьников,
его празднование ограничивается рамками класса, не принимая общешкольного
характера. Учителя относятся к этому скорее неодобрительно и в организации
Хэллуина участия не принимают. Что ж, времена изменились. Впрочем, особенной
жалости из-за того, что Хэллуин уходит из школ, тоже не испытываешь. Экзотика –
она и есть экзотика.
Но некоторые всё же хотят
усмотреть в Хэллуине «сатанизм», разрушительную оргию
«поклонения нечистой силе». Видимо, фантазия некоторых священнослужителей,
ищущих проявления сатанизма в клубных вечеринках, сильно богаче, чем у тех, кто
Хэллуин празднует, выдумывая новые наряды и гримируясь под «зомби» и «ведьм». К
поклонению «нечистым силам» Хэллуин имеет столько же отношения, сколько и день
св. Патрика или день св. Валентина – к «экспансии католицизма». Пиво и зеленые
трилистники или бумажные сердечки едва ли завлекут кого-то в лоно католической
церкви. Тыквы и томатный сок только в фильмах ужасов могут сделать из человека
убийцу и сатаниста. Но, видимо, некоторые священники
верят фильмам ужасов сильнее, чем фактам из реальной жизни http://www.interfax-religion.ru/?act=analysis&div=90
.
Можно проследить общую
закономерность в отношении людей к отмечанию таких «зарубежных праздников» в
России. Те, кто боится и ругает эти праздники, например, Хэллуин, относятся к
ним гораздо серьезнее, чем те, кто их празднует. Если для одних тыква или
костюм ведьмы – явный признак служения бесам, то для вторых – просто очередной
повод повеселиться. Вот как московские школьники и студенты отвечают на вопрос
о том, как они провели Хэллуин и как к нему относятся:
«Вчера было здорово! Не совсем так, как я ожидала, но
тем не менее неплохо! Людей пришло мало, но это никак не повлияло на праздник!
Всего было два ангела, один вампир, призрак, летучая мышь и кошка! ... Мы
наелись чипсов и пирожных, смотрели ужастики, вызывали духов и гадали!»
«Вчера сели с другом, зажгли свечи, включили ужастик и стали бояться...сплошной позитив»
«Когда работала в клубе, устраивали каждый год "тематическую
вечеринку" по поводу Хэллоуина. Украшали зал,
искали костюмы, раскрашивали лица и придумывали себе персонаж. Прикольно, весело, простор для фантазии. Праздником данный
день не считаю. Но поводом покреативить, внести
что-то в повседневную жизнь - почему нет?».
Впрочем, кто-то, наоборот, на
Хэллуин жалуется и считает, что он не дает повеселиться, так как цены в клубах
к этому времени поднимаются в 2-3 раза. Наше
общество остается в большинстве своем неверующим, несмотря на громкие заявления
о «православном большинстве». Высокие цены – а не православные убеждения, не
позволяющие, пусть даже и шутки ради,
наряжаться нечистой силой» - вот что отвращает молодежь от Хэллуина. Когда
людей не могут привести к вере в Бога, которая бы сама собой, автоматически,
сделала бы празднование Хэллуина для них чуждым, молодежь начинают пугать
чертями и «разрушением психики».
Хэллуин - это феномен
секулярной культуры и (во всяком случае, в России) начисто
лишен религиозной компоненты. Хэллуин – это не повод для общения с духами
предков, заклинания разбушевавшейся нечистой силы. Вся нечистая сила нынче
сводится к костюмам и гриму. Те, кто празднуют Хэллуин, не верят в чертей. Они
хотят просто веселиться. Это дело вкуса – какой
антураж для праздника выбирать. Многие, думаю, согласятся, что антураж смерти и
колдовства не очень подходит для веселья и вообще не очень привлекателен.
Возражения против Хэллуина могут строиться только как возражения против
безвкусия, но никак не против религиозного «поклонения нечистой силе», которое
будто бы присутствует в этом празднике. Если те, кто празднует Хэллуин, бояться
чертей «понарошку», перед экраном телевизора с пачкой
чипсов, то те, кто хочет усмотреть в нем сатанизм, бояться чертей и в самом
деле. И хотят, чтобы этот страх передался тем, кто веселится на Хэллуин. Они хотят демонизировать Хэллуин, к чертям
бутафорским присоединить чертей настоящих, представив Хэллуин как «сатанинский
культ».
Но, может быть, дело Церкви –
призывать к вере в Бога, а не в черта? Зачем пытаться населять чертями Хэллуин,
когда в чертей там никто не верит? Черт, если он есть, и сам придет. А вот о
Боге напоминать стоит. Не надо лишний раз искать черта, пусть даже и в тыкве и
томатном соке. А вот Бога стоит поискать, например, за куличами и крашеными
яйцами. Чтобы Пасха не превратилась в очередной безрелигиозный
праздник с религиозными атрибутами, вроде дня св. Патрика или Хэллуина.