Александр Храмов
Опубликовано:
http://www.portal-credo.ru/site/?act=press&type=list&press_id=851
«Медвежье богословие: В РГСУ прошло
заседание секции XVI Рождественских
чтений.
30 января в рамках XVI Рождественских Международных Образовательных Чтений в
помещении Российского Государственного Социального Университета (РГСУ) прошла
конференция, посвященная влиянию религиозного фактора на жизнь общества.
Председательствовал на ней епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан.
Сначала выступил ректор РГСУ Василий Жуков, рассказавший,
что в РГСУ и его филиалах в разных регионах России обучается более 120 тысяч
человек, так что этот вуз является крупнейшим в России и четвертым по
численности среди мировых университетов. Ректор выразил надежду, что количество
сможет перейти в качество образования. Жуков поведал, что в РГСУ много значения
придают сотрудничеству с РПЦ и, в частности, символом такого сотрудничества
стал недавно построенный на территории университета православный храм.
Выступавший вслед
за Жуковым епископ Феофан сразу же предложил это сотрудничество углубить,
подписав соответствующий договор между РГСУ и Ставропольской и Владикавказской
епархией. Ректор поспешил согласиться, сказал, что проект договора могут
представить владыке уже сегодня, и ушел (видимо, отдавать распоряжения о
составлении договора)…
В своем выступлении епископ Феофан рассказал об
основных, по его мнению, событиях в церковно-общественной жизни страны,
произошедших в 2007 году. В частности, он упомянул про письмо академиков,
сказав, что академики «погрешили против истины», выступая против клерикализации
общества, так как клерикализация, по мнению епископа, это синоним теократии. А
теократия характерна, например, для Ирана. А так как Россия не похожа на Иран,
то, по мысли Феофана, нет и поводов для
опасений. Скорее наоборот, надо опасаться «не клерикализации, а попытки
вернуться к ограничению прав и свобод верующих». Чтобы избежать этого, по
мнению владыки «в средней школе в обязательном порядке должны преподаваться
основы духовных традиций».
Также епископ Феогност рассказал о жизни своей
епархии. Например, в этом году по договоренности с лидерами республик Кавказа
на рождественских елках в Ставрополе, организуемых епархией, присутствовали не
только православные, но и мусульманские дети.
После выступления епископа Феофана слово взяла
представительница Беслана, которая вручила владыке грамоту за активную помощь
пострадавшим от бесланской трагедии, а также медаль,
называющуюся «хорошему человеку от детей Беслана».
В речи проректора РГСУ Василия Митрохина прозвучал
тезис о том, что «формирование российского общества без веры – стратегическая
задача врагов России». Впрочем, он не уточнил, кто же, по его мнению, является
этими врагами.
Тема «врагов» прослеживалась и в выступлении директора Департамента межнациональных отношений Министерства
регионального развития РФ Александра Журавского. Он говорил о
«религиозной агрессии», о «насаждении нетрадиционных культов», о религиозном
«зомбировании». Но, несмотря на все эти опасности, «не Европа может учить нас,
как строить межрелигиозные отношения, а мы ее», по мнению Жуковского.
Весьма любопытно проинтерпретировал Журавский слова
вице-премьера Дмитрия Медведева о необходимости развития «человеческого
потенциала». Он процитировал апостола Павла: «вы куплены дорогой ценой» (1 Кор.
6:20) и сказал, что «человеческий капитал» складывается
в том числе и из цены, о которой говорит апостол в своем послании. И потому, сделал
вывод Журавский, выполняя поручения Медведева, нельзя забывать и о духовности,
являющейся частью «человеческого капитала».
Воистину, это
что-то новое: обращаться для понимания речей Медведева к Библии (а для понимании Библии – к Медведеву, надо полагать?). «Богословие
по Медведеву» или, лучше сказать, «медвежье богословие»…
Кроме того, на конференции выступал Андрей Борисович
Зубов, профессор кафедры философии МГИМО. Он рассказал собравшимся о концепции солидаризма, которая позиционировалась ее разработчиками
(например, С. Левицким) как «общественно-политическая проекция христианства»
и средний путь между «принудительным
социализмом» и либерализмом.