Опубликовано на сайте На Злобу Дня

http://www.nazlobu.ru/publications/article1936.htm

23.05.07

Александр Храмов. «Православный» нашизм.

 

Возможно, в скором времени мы станем свидетелями очередного этапа в развитии «взаимовыгодного сотрудничества» Русской Православной Церкви и Кремля. Некоторые иерархи РПЦ начали активно содействовать созданию в прокремлевском движении «Наши» «православного крыла». И раньше были факты сотрудничества Церкви и «Наших», но они носили скорее эпизодический характер: так, движение организовывало в разных городах России антисектантские выступления о. Андрея Кураева. Также в конце 2005 года  на своем форуме о. Андрей предложил провести пикет «в защиту русского Рождества» вблизи католического собора. Как было им сообщено, "организационная и юридическая поддержка акции осуществляется молодежным движением «Наши»”. Но, видимо из-за шквала поступивших вопросов и сомнений относительно оправданности подобного «сотрудничества» Кураев от акции отказался. Но сейчас взаимодействие РПЦ и движения «Наши» предполагается возобновить на более высоком уровне и с гораздо более широкими перспективами.

 

Уже не первый год идут споры о том, стоит ли вводить в государственных школах предмет Основы Православной Культуры.  «Наши» при поддержке митрополита Кирилла, председателя Отдела Внешних Церковных Связей, решили содействовать этому начинанию. В среду, 23 мая, в офисе движения состоялось собрание, посвященное этой инициативе. Его вел Борис Якеменко, брат лидера «Наших» Василия Якеменко. Там присутствовало несколько активистов движения и около десятка студентов Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которых «Наши» хотят использовать в качестве преподавателей ОПК. Борис Якеменко уверенно поведал им планы движения. Он сказал, что уже с сентября этого года в десяти-двадцати московских школах «Наши» хотят организовать факультативное преподавание ОПК, и от студентов Свято-Тихоновского Университета требуется всего-ничего: подготовить конспекты уроков, и возможно, опробовать их в летнем лагере «Наших» на Селигере. Конечно, пояснил Борис Якеменко будущим преподавателям, “«Наши» будут что-то давать за это школе, но это уже не ваша задача”. Он весьма откровенно обозначил ситуацию с «православным крылом» в движении: «У нас есть административные возможности, информационная поддержка, деньги – но нет людей». И, чтобы собравшиеся студенты загорелись желанием восполнить собой этот дефицит, Якеменко рисовал перед ними кисельные реки и молочные берега, которые ожидают их в движении «Наши». В лагерь на Селигер приедут и Сурков, и Медведев, и Иванов, а они ой-ой как присматриваются там к людям: глядишь, послушали вас с полминуты, а дальше вы в своей жизни уже можете ни о чем не заботиться. Да сами знаете, многих наших активистов берут на работу в министерства и в крупные компании. Да и  на уроки к вам по первой просьбе приедут представители федеральных телеканалов. (Так что, видимо, в грядущем учебном году надо ждать по российскому телевидению умилительных сюжетов о том, как представители «Наших» рассказывают детишкам о православии.)

Многие, выслушав этот поток обещаний, радостно заулыбались: как-никак, а вот столько нам внимания уделили такие солидные люди и вот какие замечательные перспективы перед нами открываются. Но Борис Якеменко поспешил добавить, весьма угрожающим тоном: «вы не должны забывать, что будете работать в движении «Наши». Поэтому у вас будут не только права и возможности, но и обязанности». Какие? – робко поинтересовался кто-то. Ему было разъяснено: «грандиозная задача движения «Наши» одна – не допустить того, чтобы наша страна в конце этого года стала колонией Запада». Кто с этим не согласен? Надеюсь, среди вас нет сторонников Лимонова? – Борис Якеменко грозно посмотрел на присутствующих. Раздались смущенные смешки... Якеменко остался доволен и  решил немного конкретизировать обязанности: «ну, конечно, на наши акции собирается списочно весь состав движения. Но ведь мы там не поклоняемся идолам и ничего противоречащего православным чувствам не делаем». «А если нам потребуется благословение Церкви, мы его получим» многозначительно заметил он, чтобы окончательно развеять сомнения студентов.

 

Однако можно предположить, что преподавание Основ Православной Культуры является далеко не единственной задачей планируемого «православного крыла» движения. Борис Якеменко отметил, что в РПЦ практически нет молодежной политики, и потому митрополит Кирилл буквально «долдонит» ему: когда же вы создадите в «Наших» православную секцию. Надо, процитировал он слова митрополита, «чтобы православные имели культуру политического действия», и тотчас пояснил, что за культура имеется в виду. Ведь «трепали же недавно в желтых газетках Патриарха, дескать, он умер, и никто не выходит на улицы и не бьет стекла в их редакциях», посетовал Якеменко… Напоследок он посоветовал собравшимся подумать не только о планах будущих занятий ОПК, но и о том, как бы православные могли проводить акции (например, в защиту патриархата от клеветы) и доносить мнение православных до общества в целом… 

 

Скорее всего, многому из сказанного на этом собрании стоит верить. Поэтому встает целый ряд вопросов: почему бы митр. Кириллу, если он так страдает без молодежной политики в Церкви, не создать бы специально для этих целей новое молодежное движение или братство? Разве для этого у РПЦ нет ресурсов? Почему это нужно делать на базе движения «Наши», которое известно всем как искусственно созданная сверху прокремлевская организация молодых карьеристов? Ответ напрашивается только один: власть панически боится грядущих президентских выборов и потому ищет поддержки со стороны руководства РПЦ. И в обмен на многочисленные поблажки хочет от Церкви, чтобы та поддержала ее молодежный проект, в который уже вложено немало средств и сил, тем самым внеся свою лепту в борьбу с «оранжевой угрозой» и оправдание сложившейся политической ситуации.

Но спрашивается: много ли пользы православию в России от подобного сотрудничества? Пожалуй, нельзя придумать способа лучше дискредитировать Церковь, ее социальную и общественную миссию и дать повод для недоверия и критики, чем связав Церковь с  откровенно проплаченным молодежным движением. «Наши» рядились в Дедов Морозов и Снегурочек, надевали форму времен Великой Отечественной Войны около Эстонского посольства. Если теперь они нарядятся в православных, возьмут в руки иконы и перед тем, как закидывать окорочками оппозиционные митинги, будут испрашивать на эту благословение у какого-нибудь прикомандированного к ним батюшки, прибавит ли это доверия к православию? В Евангелии есть очень удачная цитата на этот счет: «не давайте святыни псам». Она относится и к тем молодым песикам, которые готовы за подачки лизать руки «солидных дядей» из администрации президента.

Сайт создан в системе uCoz